Теряешь самомнение, когда видишь вокруг себя заслуженных людей; одиночество вселяет высокомерие. Молодые люди высокомерны, потому что они окружены себе подобными, которые все не представляют из себя ничего, но хотели бы иметь большое значение.
Ф. Ницше
Лермонтову было всего 24 года, когда он работал над романом "Герой нашего времени", однако как глубоко и как тонко он уже чувствовал жизнь. Лермонтов находит новое композиционное решение своему произведению, он не придерживается хронологической последовательности, для него важной задачей является раскрытие образа героя, его психологии, а также причин, способствующих формированию личности Печорина. В первой части романа мы видим лишь поступки героя, но не видим их мотивов, так герой становится все загадочней. С каждой повестью герой все ближе к нам, автор ведет нас к разгадке, и лишь во второй части туман начинает рассеиваться.
Вторая часть романа начинается с повести "Княжна Мери", построенной на дневниковых записях главного героя. Десятого мая Печорин приезжает в Пятигорск. Действие начинается с описания прекрасного пейзажа, который передает чувства, мысли, да и духовный мир героя, и этим автор как бы нагнетает события. Мы видим героя вполне жизнерадостного, тонко чувствующего красоту природы. "Однако пора",-говорит Печорин, и вместе с ним автор возвращает нас к "реальным" событиям. Герой отправляется к Елисаветинскому источнику, где собирается "водяное общество". Печорин уже настроен скептически, он подмечает все мелочи одеяния прохожих и сразу дает точную характеристику встречным. Он видит несколько "печальных групп", также принадлежащих "водяному обществу", которые с негодованием отвернулась от него, едва увидев армейские эполеты. Печорин встречает еще группу мужчин, но уже составляющих другой класс (класс военных), которые мечтают о столичных гостиных. Печорин не относит себя к этому классу, он символически обгоняет их, хотя по сути в нем есть что-то и от них, но он не ставит перед собой таких низких целей, он стремится к лучшему, он считает себя выше всех. Печорин довольно кратко описал первую встречу с "водяным обществом", однако очень содержательно и достаточно, чтобы понять его отношение; хотя черты общества изложены им очень доказательно, но все же полностью согласится с ним — значит быть "оглушенным" его красноречивой речью и полностью не осмыслить, что же представляет собой "водяное общество", каков смысл жизни его представителей, какое место занимает Печорин среди них, и, вообще, так ли он далек от этого общества, как нам кажется. Мы узнаем, что "водяное общество" составляют в основном семейства помещиков и военные. Они ведут обычный образ жизни, немного скучный, однообразный, расплывчатый и невыразительный, потому и назвал герой это общество водяным, из-за схожести свойств.
Печорин встречает Грушницкого-старого его знакомого и сразу дает ему точный портрет, слегка иронично, а потом и вовсе готов раскрыть все его пошлые черты, а самое главное то, что он уже знает его будущее, он знает все "слабые струны" людей и умело ими пользуется, в отличии от доктора Вернера, что все больше подчеркивает его индивидуализм и эгоизм. Грушницкий ведет с героем вполне толковый диалог, что задевает самолюбие Печорина: Грушницкий говорит почти его словами, тогда Печорин с легкостью входит в свою "роль" (конечно эта роль не суть его жизни, но как часто приходится к ней прибегать из зависти или презрения) и усмехается над ним, дразнит его, описывая княжну Мери, и тут же передразнивает Грушницкого, подделываясь под его тон. Но и этого ему мало, он не доволен собой, для него это редкий случай унять свою скуку. Своими поступками он попросту растрачивает свои силы, и приносит страдания другим людям. Но мы знаем, что он и сам глубоко страдает. Печорин очень самокритично относится к себе, что возвышает его в глазах читателя. Характер героя не столько сложен, сколько противоречив и неоднозначен: печальное ему смешно, смешное — грустно. Печорин не хочет тревожить себя воспоминаниями, он не желает жить прошлым, он живет настоящим, однако когда узнает о прибытии Веры, перед нами появляется второй Печорин. Его чувства борются с рассудком (этому свидетельствует внутренний монолог, который ведет герой, чувствуя ужасную грусть), но это всего лишь душевный порыв. И все-таки, попадая в очередные условия существования, Печорин ведет свою игру, участниками которой становятся: Грушницкий, Мери, княгиня Лиговская, Вера и ее муж Семен Васильевич — те самые представители "водяного общества", ставшие "жертвами" Печорина. Грушницкий хоть и не идеален, но он привлекателен и симпатичен нам пока носит солдатскую шинель, пока им еще не совсем овладело самолюбие. Он верит в свое счастье с Мери, тем самым он все больше походит на романтика, но средства, которыми он собирается добиться цели, лишь унижают его, и он становится ничтожным. Его производят в офицеры, и он сливается с толпой, толпой поклонников княжны, так по капельке общество все больше разрастается и все больше притягивает к себе других, но не этот факт ужасен, а тот, что это "безликое" общество просто и бесцельно существует. На Грушницком новый мундир, новые эполеты и это делает его высокомерным. Мери — неглупая, молодая, хороша собой, она, конечно, не расчетлива и не особо разбирается в людях, но это не делает её менее романтичной и привлекательной. Она испытывает чувство сострадания ко всем несчастным и видит свое счастье в счастье своего возлюбленного. Да, она способна на "глубокое" чувство и это выделяет ее среди других, но, если рассуждать дальше, то я уверен, вы согласитесь с тем, что она лишь дитя этого общества. Достигнув своей цели, она тот час же сольется с этим обществом.
Печорин тоже несчастлив и об этом он лично говорит в исповеди к Мери: "Все читали на моем лице признаки дурных свойств— и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, молодость протекла в борьбе с собой и светом… Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испортилась, умерла, я ее отрезал и бросил… другая жила к услугам каждого ". Печорин берет власть над Мери, использует ее просто в виде орудия против Грушницкого, но этим он преследует и еще одну цель — ему нужна Вера, которую он все-таки любит. Печорин видит пищу в страданиях других, по-другому он не может жить, он не способен приносить себя в жертву, он не намерен преклонятся перед кем-либо, его жизненная энергия не находит применения в этой жизни, среди этого общества, и он причиняет боль окружающим. В дуэли с ним погибает Грушницкий. Для Печорина это всего лишь эксперимент, при этом он совершенно равнодушен к своей жизни… Надежды Мери о любви терпят крах: Печорин довольно холодно объясняется с ней и уезжает, а трагедия Мери— это такая же трагедия и для княгини. Печорин вмешивается в жизнь Веры и, может быть, разрушил бы её, если бы она не уехала. Он распоряжается судьбами людей, он переступает границы добра и зла.
Автор не дает своей оценки ни Печорину, ни "водяному обществу". "Болезнь указана, а как ее излечить – это уж бог знает",— скажет Лермонтов в предисловии, которое было написано после всего романа. И что же если Печорин— "это портрет, составленный из пороков нашего поколения", то, может, "водяное общество" — это портрет, составленный из наших представлений о счастливой жизни? Тогда нам нужно изменить свои взгляды на жизнь; "многие упорны в отношении раз избранного пути, немногие — в отношении цели". Так Печорин всегда в действии, он ищет смысл жизни, его энергия не находит применения, его переполняют идеи, а "тот в чьей голове родилось больше идей, тот больше других действует…". А "водяное общество"-оно бездействует. Вспомним слова Лермонтова ("Дума"):
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда…