В любом обществе существовали свои нравственные законы. Человека, нарушавшего их, считали уже не полноправным членом этого общества. Печорин нарушал эти устои многократно.
Вообще Печорин личность отнюдь не однозначная. Лермонтов сам настаивает что, что Печорин – уже не романтический герой, каким не хотела видеть публика.
Обладая почти романтической внешностью – "среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела, какую то женскую нежность; "белокурые волосы" и т.д. – он живет сложной духовной жизнью – это тоже романтическая черта.
Лермонтов несколько раз заостряет наше внимание на том – что Печорин герой вполне реальный. Его эгоизм, внешнее призрение ко всему окружающему, жестокие и, что самое страшное, хорошо продуманные, расчетливые поступки – это не достоинство героя, как было в эпоху романтизма, но не его слабости. Лермонтов пытается открыть читателю, что же повлияло на Печорина. В этом его главное отличие от Пушкина, пытающегося разбить миф о романтическом герое в своей поэме "цыгане".
Все, за что бы ни брался Печорин, оборачивается несчастием людям, находящимся рядом с ним:
В повести "Белла" он рушит жизнь самой Белле, ее отцу и Казбичу.
В повести "Максим Максимыч" Печорин подорвал веру старика в молодое поколение.
В повести "Тамань" его действия приводят к неприятному изменению жизни контрабандистов.
В повести "Княжна Мери" он убивает Грушницкого и рушит жизнь княжне Мери и ее матери.
В повести "Фаталист" Печорин предсказывает смерть Вуличу, что потом и происходит на самом деле.
Нравственные проблемы встают и при отношении Печорина с женщинами.
Например, с княжной Мери он с самого начала поступил подло. Печорин ведь никогда не любил ее, а просто использовал ее доверчивость и любовь для борьбы с Грушницким.
Дикарка красавица была очередным экспериментом, прихотью Печорина. Он думал, что это новая, дикая и эротическая любовь поможет ему побороть одолевшую его скуку. Но этого не произошло, потому что лечение любовью было для Печорина пройденным этапом.
В отношении с контрабандистами – Ундиной прослеживается вообще довольно странная позиция Печорина по отношению к женщине. Забыв о том, что перед ним существо, которое гораздо слабее его, Печорин вступает с женщиной в настоящую физическую борьбу. Даже уже замужняя женщина – Вера не смогла спасти Печорина от пресыщения жизнью.
В моменты, когда он был полон сил и энергии, никаких женщин в его жизни не было, и лишь в моменты скуки или назревающей трагедии (как в главе "Фаталист", когда Печорин после разговора с Вуличем встретил очередную девушку во дворе дома, что и явилась дурным знаком), в такие моменты женщины появляются в жизни Печорина одна за другой.
И это характерно, каждая женщина открывала какие-то новые страницы в характере Печорина. Он совершенно не исчерпывал себя своим показным эгоизмом и холодностью поступков. В Печорине было что-то другое, что могло привлечь к нему истинно русского человека-Максима Максимовича, который по идее должен был бы ненавидеть высокомерного молодчика. Но этого не происходит, потому что Максим Максимович видит в Печорине прежде всего его личные качества. Поэтому и обида, нанесенная старику, особенно сильно ранила его.
Интересны также взаимоотношения Печорина и Грушницкого.
Вообще Грушницкий – вполне удавшаяся пародия на Печорина. Своим жалким поведением он, с одной стороны, подчеркивает благородство Печорина, а с другой, как будто стирает всякие различия между ними. Ведь Печорин и сам подглядывал за ним с княжной Мери, что, безусловно, не было поступком благородным. Кроме того, надо обратить особое внимание на сцену их дуэли. С давних времен дуэль – это защита чести, но не в коем случае не убийство, чем на самом деле была дуэль Грушницкого и Печорина. В своем дневнике Печорин упомянул, что он специально выбрал такое место, чтобы один из них не вернулся с дуэли.
Мало того, что этот поступок можно назвать преднамеренным убийством, он еще не достоин нравственного человека. Вначале этой главы Грушницкий своим поведением, как уже было сказано, подчеркивает изящество Печорина, но ближе окончанию главы рассеивается самим Грушницким.
Таким образом, можно сказать, что Печорин в какой – то степени человек безнравственный, тем более, что он сам об этом говорит, называя себя "нравственной калекой". Печорин понимает, что все люди, встреченные им, оказываются в конечном итоге в его руках игрушками.
Печорин даже и не думает изменять линию своего поведения, хотя прекрасно осознает, что за свою жизнь он причинил людям только зло, но эта самокритичность не приносит никакого облегчения ни ему, ни сталкивающимся с ним людям.