Жанра психологического романа в русской литературе до Лермонтова не существовало. Он в своём лучшем прозаическом произведении – романе "Герой нашего времени" – впервые поставил на первое место не события, не какие-либо социальные проблемы, а внутренний мир героя, раскрывая его при помощи психологического анализа.
Автор описывает своего героя Печорина резко и беспощадно. Местами даже кажется, что Лермонтов жесток к нему, но тут же в авторской интонации заметны и сочувствие, и оправдание.
Какими же средствами добивается Лермонтов такого богатства психологических оттенков? Один из способов – сложная композиция романа. Главы романа расположены не в хронологическом порядке, и это не прихоть автора. У Лермонтова этот приём играет большую роль. В. В. Набоков в предисловии к "Герою нашего времени" назвал такую композицию "спиральной". Суть её в том, чтобы "раз за разом приближать к нам Печорина, пока, наконец, он сам не заговорит с нами, но к этому времени его уже не будет в живых". Читая роман, мы сначала видим поступки Печорина и даём им своё объяснение, и лишь потом узнаём, чем они на самом деле вызваны. На этом приёме обвинения и последующем оправдания Печорина построен весь роман. Например, сначала в новелле "Бэла" нас потрясает душевная чёрствость героя, особенно в сочетании с его подчёркнуто-учтивым обращением. Можно ужаснуться – да что же это за человек? А потом, уже через много страниц, мы видим, как Печорин, загоняя коня, мчится в ливень по опасной кавказской дороге только за тем, чтобы еще хоть один раз увидеть Веру, чтобы на один-единственный миг отдалить расставание с ней. И совсем в другом свете предстаёт перед нами этот странный человек.
Лермонтов ведет читателя к пониманию души своего героя исподволь. Сначала мы узнаём о Печорине как бы "через третьи руки" (от рассказчика, который сам слышит историю о Печорине от Максима Максимыча). Затем рассказчик и Печорин встречаются лично, и лишь в конце мы читаем дневниковые записи героя. Только оставшись с Печориным "один на один", без вмешательства чужого восприятия, мы понимаем, что же хотел донести до нас Лермонтов.
Другим способом изображения внутреннего мира главного героя является внутренний монолог, психологический самоанализ Печорина. В ежедневных записях он рассуждает о своих чувствах, мыслях, он анализирует свои поступки, своё поведение: "Зачем я жил? Для какой цели я родился?… Я не угадал своего назначения, я увлекся наслаждениями страстей пустых и неблагодарных". Перед нами – внутренняя исповедь, в которой он беспощадно бичует присущие ему слабости и пороки.
Очень часто Лермонтов изображает внутренний мир своего героя с помощью пейзажа, который, кроме описания места действия, выполняет и психологическую функцию. Вот как описывает Печорин дорогу к месту дуэли с Грушницким: "Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление". Печорин с нескрываемым восторгом любуется окружающей природой, но он помнит, что через несколько минут ему придется встать под дуло пистолета, поэтому он продолжает: "…путь все становился уже, утёсы синее и страшнее, и, наконец, они, казалось, сходились непроницаемой стеной". Лермонтов очень умело слова и мысли Печорина заменяет картинами природы, подчеркивая эмоциональное состояние героя.
Следующим элементом психологизма в романе является портрет. Он не только отображает внешность героя, он даёт индивидуально-психологическую характеристику Печорина. Здесь Лермонтов рисует внутренний мир Печорина "извне" глазами рассказчика-путешественника. Из его портретного описания мы не только ясно представляем его наружность, но и узнаём, что Печорин привык переносить "все трудности кочевой жизни", обладал "привычками порядочного человека", имел скрытный характер и был подвержен "глубокой постоянной грусти".
Роман "Герой нашего времени" называют еще и философским. Главный герой часто задумывается над философскими проблемами, размышляет о добре и зле, жизни и смерти. Особенно примечательна в этом смысле повесть "Фаталист". Она начинается со спора Печорина с Вуличем о предопределении человеческой жизни. Вулич – сторонник фатализма. Печорин же задаётся вопросом: "Если точно есть предопределения, то зачем же нам дана воля, рассудок?" Этот спор проверяется тремя примерами, тремя смертельными схватками с судьбой. Во-первых, попытка Вулича убить себя выстрелом в висок, окончившаяся неудачей; во-вторых, случайное убийство Вулича на улице пьяным казаком; в-третьих, отважный бросок Печорина на казака-убийцу. Не отрицая саму идею фатализма, Лермонтов приводит к мысли о том, что нельзя смиряться, быть покорным судьбе. Таким поворотом философской темы автор избавил роман от мрачного финала. Печорин, о смерти которого мы узнаём в середине романа, в этой последней повести спасается не только от верной гибели, но и впервые совершает поступок, приносящий пользу людям. И вместо траурного марша в финале романа звучат поздравления с победой над смертью: "офицеры меня поздравляли – и точно было с чем".
Итак, Лермонтов в романе "Герой нашего времени" мастерски изобразил внутренний мир своего главного героя. Автор учит читателей заглядывать в свою душу, быть себе беспощадным судьей. Невозможность действовать и трудиться – это тяжелая ноша для человека. Если у меня и есть какие-то способности и положительные качества, то пусть они будут востребованы обществом.