Отработанные газы содержат ряд токсичных компонентов, которые наносят вред окружающей среде. Для решения этой проблемы в системы выхлопа современных авто начали добавлять такой элемент как каталитический нейтрализатор. В исправном состоянии он никак не влияет на производительность машины, но в случае поломки может нарушиться работа многих узлов, включая двигатель. Зачастую ремонт этой детали невозможен, требуется замена. Тут то и возникают трудности, ведь катализатор – один из самых дорогих компонентов выхлопной системы.
Что из себя представляет автомобильный катализатор
Катализатор – это деталь системы выхлопа, которая находится сразу за выпускным коллектором. Основная функция – очистка газов от вредных элементов (окись азота, углеводороды, окись углерода). Если автомобиль дизельный, то в системе присутствует еще одна деталь – сажевый фильтр, удаляющий из газов сажевые частицы.
Корпус нейтрализатора изготавливается из металла и имеет два патрубка – входной и выходной. Внутри этого корпуса находятся керамические блоки, также называемые сотами. Они покрыты слоем драгметаллов. От высоких температур катализатор защищает металлический кожух.
Каталитический конвертер выполняет свои функции под высокими температурами. Нормой считается показатель в пределах 400-800 0С. Более высокая температура может привести к быстрому износу фильтра, в частности, к выплавлению сот.
Почему оригинальные нейтрализаторы такие дорогие
Как уже упоминалось выше, в состав катализатора входят драгоценные металлы, которые наносятся на керамические блоки. Именно они и представляют наибольшую ценность, формируя немалую стоимость детали. Всего для этой цели используют 3 вида драгметаллов:
- На один килограмм массы выбитого фильтра приходится около 1,5 грамма платины;
- Палладий. От 1,3 до 1,4 г/кг;
- Родий. До 0,15 г/кг.
Соотношение этих элементов может быть разным, все зависит от характеристик авто. В дизельных машинах, например, преобладает платина, в бензиновых – родий и палладий. Стоимость конкретного металла может меняться в зависимости от ситуации на рынке. Раньше самой ценной считалась платина, сейчас родий.
Высокий ценник на оригинальные катализаторы заставляет автовладельцев смотреть в сторону аналогов. Однако есть в этой ситуации и положительная сторона – отработанный конвертер можно выгодно продать. Делать это лучше в проверенном месте, например, в СТО по выхлопным системам. В Харькове и Одессе сдать катализатор можно в автосервисе «Восток».
Концентрация драгметаллов в нейтрализаторе зависит от нескольких факторов. Самыми обогащенными обычно являются фильтры иномарок с небольшим пробегом. Особенно если это авто из Японии, где трепетно относятся к вопросу экологии. Второе и третье места по этому показателю занимают машины от французских и американских производителей соответственно.
Бюджетные решения проблемы с нейтрализатором
После удаления изношенного катализатора необходимо установить новую деталь. Если оригинальная запчасть слишком дорогая, можно обратить внимание на следующие варианты:
- Эксплуатация авто без нейтрализатора. Из корпуса конвертера выбиваются соты, на их место устанавливается механическая обманка – устройство, содержащее частицу оригинального фильтра. Это позволяет обмануть кислородный датчик и избежать проблем с ЭБУ. Вместо механической обманки можно использовать электронную;
- Установка пламегасителя. Этот метод также подразумевает удаление керамических блоков из корпуса и монтаж обманки. Однако в дополнение к этому в корпус помещается пламегаситель – устройство, предназначенное для снижения температуры газовых потоков и глушения шума;
- Установка универсального (ремонтного) катализатора. В сравнение с оригинальным, универсальный конвертер хуже очищает газы и имеет меньший запас прочности. Но при этом и стоит он гораздо дешевле.
Для проведения вышеперечисленных манипуляций требуются серьезные навыки сварки и ремонта выхлопной системы. Поэтому лучше обратиться к профессионалам. Заказать услугу по удалению и замене катализатора можно на сайте автосервиса «Восток».
Выводы
Катализатор является частью выхлопной системы и отвечает за очистку отработанных газов. Очистка эта обеспечивается химической реакцией вредных веществ с драгметаллами. Именно наличие последних и делает эту деталь такой дорогой. Поврежденный нейтрализатор в большинстве случаев не подлежит ремонту, поэтому его можно удалить и сдать.