Чай остается напитком №2 в мире (после воды). Кофейный бум, захлестнувший Украину, не повлиял на позиции любимого народного напитка.
Рынок напитков в последние годы переживает расцвет, но, согласно данным исследования R&B Group, чай продолжает удерживать лидерство, хотя эта ниша подвержена изменениям. То и дело появляются новые бренды, новые вкусы, и даже предпочтительный формат потребления.
Чем обусловлена популярность чая
Главным фактором аналитики R&B Group считают приверженность традициям. Хотя они прививались в советские времена, в семейном кругу кофе, которого на рынке также в избытке, так и не добилось такой же востребованности. Тем более, что он стоит намного дороже в пересчете на единицу готового напитка.
Как показали результаты опроса, из общего числа любителей чаепития — 84% употребляют его более одного раза в сутки. Этот показатель в последние годы демонстрирует исключительно положительную динамику.
В пересчете на сухую массу среднестатистический украинец за год употребляет порядка 0,5–0,6 кг чайного листа, а суммарный годовой рынок оценивается в 23 000 тонн. Даже война практически не повлияла на этот показатель, он остается стабильным на протяжении последних лет.
Популярные чайные бренды
Всего на отечественном рынке до 130 чайных торговых марок. Это много. Правда, в кризисные годы (эпидемия + война) их количество уменьшилось примерно на треть, но избыток предложений усложняет выбор конечному потребителю. Многие бренды, имевшие российские корни, ушли. Сформировалась когорта лидеров, хотя отставание основной массы ТМ большим назвать никак нельзя.
В числе наиболее популярных брендов — Lovare, Basilur, Pickwick, Newby. Все более интересен для потребителей чай Teahouse, и даже чисто отечественный продукт "Карпатський чай" бьет рекорды по продажам.
Импорт/экспорт
Подавляющее большинство сырья поставляется из-за рубежа, а зависимость от импорта оборачивается зависимостью от колебаний курса валют. Около половины импорта имеет цейлонское происхождение, на Индию и Кению приходится по 15%. 10% чаев поступает из Китая, 8–9% приходится на другие страны.
Доля отечественного сырья остается незначительной. Тем не менее украинский чай экспортируется.
Какие чаи предпочитают украинцы
В стоимостном исчислении доля высококачественных сортов достаточно велика, около 35%, но по весу и объемам продаж лидируют недорогие чаи (40%). На элитные коллекционные чаи приходится не более 2%. После российского вторжения доля экономкласса выросла на 15% за счет падения премиального сегмента. Огромный выбор чаев всех категорий, в том числе бюджетной, представлен в маркете Маудау.
Среди сортов безусловное лидерство удерживает черный чай (более 60%), на втором месте зеленые сорта (15%), вдвое меньше популярность ароматизированных и фруктовых чаев (8% и 7% соответственно). На долю пакетированного продукта приходится 47%, листовой в пачках чуть менее популярен (31%), покупают наши соотечественники и развесной чай (19%).