Способность человека распознавать и управлять чувствами (собственными и других людей) — это эмоциональный интеллект. Навык включает самосознание, самоконтроль, социальную чувствительность и умение коммуницировать с окружающими.
Если с раннего детства учить малыша понимать свое внутреннее состояние, адекватно на него реагировать, ставить себя на место другого человека, то во взрослой жизни ему будет намного легче выстраивать отношения и добиваться успеха.
К сожалению, в учебных заведениях пока мало внимания уделяется именно развитию внутреннего характера. Поэтому так важна роль родителей и правильно подобранной литературы для формирования этого навыка с самого детства.
Помогаем детям лучше понимать окружение
Хорошие детские книги в иносказательной форме знакомят ребенка с различными эмоциями, учат распознавать их и понимать причины возникновения тех или иных чувств.
Яркие представители сказок и рассказов переживают самые разные ощущения:
- радость и грусть;
- гнев и испуг;
- сочувствие и восторг.
Ребенок учится анализировать причины тех или иных поступков героев, давать им оценку. Это помогает малышу лучше разбираться в собственных эмоциональных реакциях.
Читая сказки, мальчики и девочки сталкиваются со страхом или гневом в поведении отрицательных героев. Они видят, к чему приводят эти настроения, если не научиться ими управлять. А благодаря положительным персонажам малыши учатся выстраивать свои действия на основе доброты, сопереживания и радости.
В художественной литературе часто описываются различные сложные жизненные ситуации, вызывающие те или иные эмоции. Ребенок учится предугадывать реакции других людей и конструктивно разрешать конфликты.
Формирование эмпатии и сочувствия
Еще одной важной чертой характера является эмпатия, то есть умение сопереживать другим людям, ставить себя на их место. Это качество также эффективно развивается у детей в процессе чтения книг и последующего обсуждения прочитанного.
После того как книга прочитана, полезно обсудить с ребенком его впечатления, чувства по отношению к тем или иным героям. Попробуйте задать вопросы:
- Как ты думаешь, какие чувства испытывал этот герой в данной ситуации?
- Что бы ты почувствовал на его месте?
- Как бы ты поступил?
Так мы развиваем у детей не только эмпатию, но и навык анализа поведения других людей. Любые сказки или рассказы – это описание связей и взаимодействия между героями. На положительных примерах (дружба, взаимопомощь, конструктивный диалог) укрепляются гармоничные отношения. А отрицательные действующие лица и ситуации (ссоры, обман, жестокость) наглядно демонстрируют, чего стоит избегать при общении с другими.
Выбирайте книги с яркими героями, чтобы ребенку было интересно следить за развитием событий и анализировать поступки персонажей.