Если говорить о нержавейке, то такие сплавы нельзя причислить ни к какому типу металлов — ни к черным, ни к цветным. Их получают из обыкновенной углеродистой стали путем добавления в состав минимум 13% хрома. Если говорить проще, то обыкновенный черный сплав железа при помощи легирования цветными металлами (помимо хрома в состав вводят еще немало химических элементов, например, никель, титан или вольфрам) превращается в классическую нержавеющую сталь. Добавки определяют свойства полученного "гибрида". По сути, удается получить материал с заданными характеристиками, который вобрал в себя лучшие "черты" черных и цветных металлов.
Нержавейка, алюминий и железо — ключевые отличия
Железо и его сплавы формируют отдельный класс черных металлов. Вообще, нержавейка первоначально также была обыкновенной углеродистой сталью, но с помощью легирования хромом и прочими цветными металлами "превратилась" в то, что она представляет собой сегодня. Также стоит отметить, что Fe и Al — химические элементы, а нержавеющая сталь состоит из целого набора компонентов. Потому что это сплав, а пропорция и наличие тех или иных ингредиентов определяет ее технические параметры и эксплуатационные характеристики.
Если купить лист нержавейки или другую разновидность такого проката, то получаешь феноменальный по соотношению цены и качества продукт. В зависимости от выбора марки стали металл может "похвастаться" завидной:
- Стойкостью к коррозии.
- Механической прочностью.
- Износостойкостью.
- Долговечностью.
- Жаростойкостью и жаропрочностью — способностью сохранять свои свойства в условиях высоких температур.
- Химической инертностью.
- Устойчивостью к воздействию агрессивных сред.
- Эстетичностью внешнего вида.
Алюминий также не боится коррозии, это легкий и без проблем обрабатываемый цветной металл с отличной теплопроводностью. Что послужило его широкому применению в разных сферах деятельности, в том числе в авиационной и пищевой промышленности, космонавтике, строительстве, сфере архитектуры и дизайна. Хотя в последние годы намечается четкая тенденция на использовании при производстве самолетов и создании космических аппаратов композитных материалов, прежде всего углеволокна.
Однако Al менее прочный и жесткий по сравнению с нержавейкой, недаром для обустройства конструктивных решений применяют дюралюминий — его сплав с другими цветными металлами медью и магнием. У нержавеющих сплавов существенно ниже коэффициент термического расширения, что позволяет обходиться без подвижных соединений и особых швов во время эксплуатации при интенсивных нагрузках в экстремальных условиях, а также в случае критических перепадов температуры и влажности. Кроме того поверхность Al более склонна к механическим повреждениям.
Что касается железа и черных сплавов, то они обладают непревзойденной прочностью на разрыв и стоят гораздо дешевле. Однако использовать изготовленные из них изделия невозможно без предварительной антикоррозионной обработки и нанесения специальных защитных покрытий. Но все равно как конструктивный материал черный металл остается вне конкуренции. А вот когда нужно обеспечить эксплуатацию в условиях контакта с агрессивными средами, воздействия высоких температур, на объектах повышенной аварийной опасности (например, при транспортировке нефти и газа) лучше отдать предпочтение соответствующим по техническим характеристикам нержавеющим сплавам.
Что же выбрать?
На самом деле каждый металл имеет свою сферу применения, которая ограничивается не только техническими характеристиками, но и экономическими соображениями. Недаром, кузова автомобилей и обшивку днища судов до сих пор производят из обыкновенных сталей — так намного дешевле. Хотя, безусловно, для изготовления отдельных деталей используется нержавеющая сталь. Кроме того важно понимать, что, например, изготовленная из нержавейки машина прослужит гораздо дольше без необходимости ремонта, а, возможно, даже переживет своего хозяина. Зачем же покупать новое авто? Представители автопрома нервно курят в сторонке — от этого зависят их бизнес и благополучие.