AR/VR-решения для реальных задач: подход Flexreality к возможностям технологии

Ликбез: в чем суть VR— и AR-технологий? – bit.ua Медіа про життя і технології в ньому

Победить шаблонность непросто, особенно когда она касается целой сферы. Не смотря на большой вклад AR/VR-технологий в прикладные отрасли (например, в образование или бизнес), такие проекты по инерции считают скорее развлекательными, чем способными что-то изменить.

Отдельные разработчики в мире понемногу меняют этот стереотип — и компания Flexreality из их числа. Бренд одним из первых в Украине оценил потенциал дополненной и виртуальной реальности для бизнеса. Теперь он становится первопроходцем в разработке VR приложений для целей образования.

Посмотрим, как виртуальное обучение от Flexreality приводит к реальным результатам в школе, армии и на производстве — и убедимся, что один бренд может побеждать стереотипы, если делает это последовательно.

Быть полезными

Компания начала работать с AR/VR-направлением в 2016-17 годах и создала несколько успешных коммерческих проектов. Однако технология казалась перспективной и для социальной сферы. Понимание этих возможностей совпало с желанием принести пользу. Так родилась идея приложения, которое помогло бы детям учиться на практике.

Больше половины школ в Украине находятся в сельской местности. Слабая материальная база в них не позволяет проводить для учеников опыты по химии и физике — некоторые же процессы настолько сложны, что их невозможно показать в школе на практике. Дополненная реальность в образовании могла решить эту проблему. Не нужно покупать реактивы и оборудование — достаточно смартфона или шлема дополненной реальности, чтобы увидеть все процессы «вживую».

В 2017 году Flexreality создали проектARBOOK. Он состоял из AR-приложения для iOS и Android, а также версии для шлемов виртуальной реальности. Для AR-части в качестве маркеров использовали страницы учебников — при наведении телефона над ними появлялись эксперименты в дополненной реальности. VR-часть «переносила» ученика в лабораторию, где он мог провести эксперимент самостоятельно.

В 2020 году проект получил второе дыхание. Переход на дистанционное обучение во время пандемии COVID-19 заставил людей искать новые подходы к образованию. В ответ на спрос приложение обновили, добавили больше экспериментов и начали тестировать в школах. В 2021 году к новой версии под названием BOOKVAR уже подключили около 27 000 пользователей. Ещё 70 000 планируют подключить в ближайшие месяцы.

Милитари-проект

Следующий вызов и шанс доказать практичность VR — симулятор боевых действий для милитари-структур. Во Flexreality обратилась компания, разрабатывающая оборудование для лазертага. Они искали надежного партнера, чтобы выполнить государственный заказ — полноценный VR-симулятор боевых столкновений для военных.

Проект оказался непростым — приходилось учитывать специфичное оборудование и технологические ограничения. Flexreality удалось идеально синхронизировать действия участников и обеспечить быстрый — до доли секунды — отклик программы на действия бойцов. В приложении можно моделировать любую боевую обстановку, карты и поведение противника. Здесь возможности VR раскрылись в полную меру, позволяя государству экономить ресурсы на обучении — но не навыках учащихся.

AR/VR-металлургия

Возможность приблизить к человеку сложные или опасные процессы пригодилась не только в школах. Ещё одним проектом Flexreality стал симулятор для новичков на металлургической фабрике. В AR-части участники могут ознакомиться с оборудованием — рассмотреть его во время работы и пройти процесс запуска. VR учит работе со станком. Участники отрабатывают замену и запуск прокатного стенда на симуляции контрольной панели.

В проекте полностью воссоздали окружение цеха и работу станков. Каждая ошибка подсвечивается, а весь процесс можно ещё раз просмотреть после прохождения. Обучение можно проходить раз за разом, не привлекая новичков сразу к работе на сложном и дорогостоящем оборудовании.

Куда дальше?

Останавливаться на достигнутом во Flexreality не собираются. Наоборот — уже распробовали возможности AR/VR, которые могут полностью изменить подход к работе в различных отраслях.

Сейчас компания предлагает несколько видов услуг:

  • разработка дополненной реальности для девелопмента, культуры, образования, маркетинга, e-commerce и других отраслей
  • виртуальная реальность для недвижимости и различных обучающих проектов
  • web-разработка — корпоративные сайты, приложения, интерактивные сцены с 3D-моделями

В каждом проекте разработчики в первую очередь ищут возможность решить с помощью технологии конкретную задачу бизнеса, помочь ему экономить ресурсы и работать эффективнее.

«Мы верим, что VR&AR — потрясающий инструмент, с которым можно добиться невероятных результатов, — говорит Михаил Шубин,один из основателей Flexreality. — Можно обучать людей работе с техникой, изучать языки и прикладные науки, водить на экскурсии в музеи, города, на дно океана, в космос. И самое важное, что всё это — инструмент бизнеса. Мы хотим, чтобы технологии не использовались как “затычка”. Лучше чтобы вычислительные мощности всех VR и AR устройств были направлены на что-то полезное, ведь с помощью них мы двигаем вперед все человечество»

Проекты с виртуальной и дополненной реальностью могут работать как для бизнеса, так и для государства. Главное — увидеть способ оптимизации процессов с помощью новой технологии. Например, в США уже несколько лет работает проект Microsoft HoloLens для студентов медиков. VR-технологии в медицине позволяют изучать анатомию и даже практиковать операции, не рискуя жизнью пациентов.

Предлагать практичное применение технологии, которую воспринимают, как фан — непростая задача. Однако для Flexreality это огромное поле возможностей, которое они продолжают открывать для себя и своих партнеров.