К.Н. Батюшкова часто незаслуженно отодвигают на второй план, хотя его вклад в развитие русской литературы очень велик. Хотелось бы исправить эту несправедливость и остановиться на его творчестве, поподробнее рассмотрев его.
Батюшков был очень интеллигентным и образованным человеком, будучи выходцем из дворянской семьи и в совершенстве овладев французским, итальянским и латинским языками. Его литературный дебют состоялся еще в юношеском возрасте, и это были сатирические произведения. Однако некоторые исследователи отмечают, что даже в этот период в его стихотворениях можно было обнаружить мотивы предромантизма.
В 20 лет он решил круто изменить свою жизнь, попробовав себя на военном поприще; это действительно был переломный момент в его судьбе, поскольку поэт был ранен и всю оставшуюся жизнь испытывал тяжелые физические страдания. Это повлияло и на мировоззрение юноши, он стал остро ощущать неустроенность собственной жизни, часто тосковал, был печален и, чтобы развеять грусть, постоянно переезжал с места на место, не проживая без переездов больше полугода.
Кроме того, усилилась сатирическая направленность его стихотворений. В "Видении на берегу на берегах Леты" он жестко раскритиковал современных ему поэтов, и "река забвения стихов" поглотила всех, кроме И.А. Крылова; его юный Батюшков посчитал единственным достойным бессмертия.
В более зрелом возрасте Батюшков сблизился с такими известными поэтами, как В.А. Жуковский, Н.М. Карамзин, П.А. Вяземский и другими, что привело его на путь "легкой поэзии"; подобно им он стал писать о радостях жизни, любви и дружбе, воспевая свободу. Но его прошлый опыт в жанре сатиры оставил свой след в его творчестве: основу его произведений составляли противоречия, он писал о прекрасном, но при этом был полон предчувствий чего-то дурного.
Батюшков был очень впечатлительным человеком; война 1812 г. с ее бедами и горестями заставили его посмотреть иначе на цели и смысл своего творчества, "[они] вовсе расстроили мою маленькую философию и поссорили меня с человечеством", – так говорил сам поэт. И несмотря на свое слабое здоровье, он участвовал в заграничных походах русской армии, что не могло не отразиться в его творчестве.
Пока с израненным героем,
Кому известен к славе путь,
Три раза не поставлю грудь
Перед врагом сомкнутым строем, –
Мой друг, дотоле будут мне
Все чужды мзды и хариты,
Венки, рукой любови свиты,
И радость шумная в вине!
К 1814—1817 гг. Батюшков считается первым поэтом России, и вполне заслуженно. Но именно в этот период к поэту приходит творческий и психологический кризис. Он вновь переосмысливает свое творчество, отказывается и от сатиры, и от "легкой поэзии", предавшись размышлениям на религиозные и философские темы, о противостоянии поэта и реального мира, его стихотворения стали проникнуты тоскливой безнадежностью.
Минутны странники, мы ходим по гробам,
Все дни утратами считаем,
На крыльях радости летим к своим друзьям.
И что ж?.. их урны обнимаем…
Судьба Батюшкова сложилась очень трагично. Он имел наследственное душевное заболевание, что в совокупности с общей чувствительностью натуры и неприятностями по службе привели к тяжелой болезни.
Итак, что же привнес в русскую литературу творческий опыт Батюшкова?
Известный критик В.Г. Белинский отмечал, что "Батюшков много и много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно". И правда: в период обучения в Царскосельском лицее Пушкин преклонялся перед Батюшковым как перед кумиром. Помимо заслуг собственно литературных, оставленного богатого наследия, можно говорить о том, что талант этого поэта породил гений Пушкина, который активно использовал и развивал его художественные открытия.