О чем меня заставил задуматься роман И.С. Тургенева "Отцы и дети"?

Школьное сочинение

Написать роман с прогрессивным и ретроградским направлением — еще вещь не трудная. Тургенев же имея притязания и. дерзость создать роман, имеющий всевозможные направления; поклонник вечной истины, вечной красоты, он имел гордую цель во временном указать на вечное и написал роман не прогрессивный и не ретроградный, а, так сказать, всегдашний.

Н. Н. Страхов

"Вечная истина", "вечная красота" — вот те главные жизненные вопросы, великие ценности, над которыми всерьез заставляет задуматься роман И.С. Тургенева.

"Отцы и дети" — в названии этого произведения, казалось бы, заложен вполне определенный смысл: раскрыть проблему взаимоотношений "отцов" и "детей", показать суть конфликта двух поколений. Но на самом деле смена поколений — только внешняя тема романа. Настоящее же содержание намного глубже, значительнее. Тургенев стремился на страницах своего произведения изобразить некую высшую силу, которая определяет все дела, поступки, мысли людей — изобразить саму силу жизни. "Читатель романа чувствует, что за миражем внешних действий и сцен льется такой глубокий, такой неистощимый поток жизни, что все эти действия, и сцены, все лица и события ничтожны перед этим потоком", — говорил Н. Н. Страхов.

И весь этот "поток жизни", на мой взгляд, наиболее ярко проявляется в образе главного героя романа Евгения Базарова. Своим поведением, образом мыслей, всей своей жизнью Евгений заставляет каждого из нас задуматься над такими серьезными вопросами, как любовь и дружба, жизнь и смерть, смысл жизни, призвание человека. Все проблемы, поднятые Тургеневым, являются необыкновенно важными и актуальными во все времена. Думаю, что всегда для молодежи было и. будет характерно отрицание взглядов родителей, стремление жить другой жизнью, опираясь на собственные суждения и принципы. В этом смысле мы все похожи на Базарова. Но является ли такой путь абсолютно верным или же он совершенно неправильный? Вот к какому вопросу приводит нас автор. И на примере главного героя "Отцов и детей" мы видим, что во многом путь отрицания устаревших консервативных взглядов, никому не нужных принципов оправдан. Жизнь идет вперед, человечество движется путем новых достижений, открытий, побед. И то, во что еще так недавно верили наши отцы, уже сейчас осталось далеко в прошлом. Хотя в свое время они были такими же новаторами, в чем-то такими же "нигилистами", как Евгений Базаров. Но все ли в нашей жизни подвержено переменам и обречено отойти в прошлое? Конечно же, нет! Может ли устареть, например, чувство искренней, глубокой любви? Нет, это чувство не подвластно никаким научным открытиям и переменам. Хотя даже в наше время можно встретить молодых людей, смеющихся над любовью, считающих ее "романтическим бредом ", чепухой, недостойной серьезного человека. Большинство из них, я надеюсь, со временем перерастут такие взгляды, повзрослеют, поймут, что жизнь без любви скучна, пуста, безрадостна. Она попросту лишена красоты и смысла.

Именно поэтому такой уверенный в своих убеждениях и взглядах Базаров оказывается в совершенном смятении, когда сталкивается с любовью, с чувством, которое так решительно отрицал. И если раньше позиция Евгения нас возмущала, то теперь мы испытываем к нему сочувствие и даже жалость. Но что я не могу принять, так это отношение героя к музыке, живописи, поэзии. Он отрицает Пушкина, Шуберта, Рафаэля. Если бы все выдающиеся поэты, музыканты, художники действительно принадлежали только прошлому — тому прошлому, которое устарело, забыто, изжило себя, разве были бы они так популярны в наши дни? Разве продолжали бы тысячи, миллионы людей во всем мире восторгаться истинной поэзией, музыкой, живописью? Думаю, нет. Живопись, музыка, поэзия пробуждают в человеке душу, воспитывают понимание красоты, вдохновляют. Только тот, кто способен оценить прекрасное, может стать по-настоящему значительным человеком. Только тот, в ком живет музыка, живет красота, может наслаждаться всей полнотой жизни.

Конечно, у Базарова немало положительных черт. Он, например, всерьез увлечен наукой, стремится познать причины и течение болезней, глубоко изучить природу. Но даже в этом вопросе подход Евгения, на мой взгляд, какой-то однобокий, не совсем правильный. Ведь идя "смотреть жука", герой в таком же узком, исключительно практическом смысле смотрит на природу. Для него она — просто сухой предмет научного исследования. Он не видит в окружающем мире всей его красоты, волшебства, поэзии.

Размышляя над сложным и противоречивым образом тургеневского героя, я невольно задаюсь вопросом: как же найти ту "золотую середину", как продвигаться вперед, постигать и "двигать" науки, стремиться к открытиям, но при этом не терять своей души, оставляя в сердце место прекрасному и вечному? Как в своем отрицании устоев и принципов старших поколений не утратить того главного, что не подвластно векам? Как не разучиться любить, ценить поэзию, музыку, искусство? Как стать по-настоящему достойным современным человеком?