На первый взгляд, оно неожиданно. Могла ли произойти столь значительная перемена в человеке? Жизнерадостной, живой, впечатлительной, поэтичной, непостоянной Наташе-девочке на смену приходит Наташа-женщина, домовитая, хозяйственная, отдающая все силы и способности семье и, наконец, успокоенная, погрязшая в быту и счастливая от этого.
Толстой уводит из жизни князя Андрея раньше, чем так меняется Наташа. Он как бы ограждает своего много пережившего героя от нового удара. Значит, Толстой именно такой хотел показать Наташу в последний раз. Видимо, эпилог возник не вдруг. Возможно, перелом, происшедший в Наташе, был следствием тех больших и малых переживаний, которые перенесла впечатлительная, на все отзывчивая натура этой девочки. Возможно, что потрясение, разочарования во всем, куда она стремилась, и привели ее к такому уделу.
Наташа в романе необыкновенно естественна. Она остается естественной и в эпилоге. Только повлияло на нее окружение: спокойный, бесхарактерный, рассеянный Пьер, собственные дети, требующие ласки, заботы, ухода, серьезного отношения. Она так же осталась беспокойной. Только теперь это проявляется в мелочах: приболел ли малыш, Пьер ли не вернулся вовремя — все является предметом сильного переживания и даже капризов. Возможно, что судьба Наташи — повторение судьбы ее матери, которая вопреки ожиданиям всех вышла замуж за простоватого, глуповатого и добродушного графа Ростова и провела свою жизнь так, как и Наташа проводит ее после замужества. Ясно одно. Наташу нельзя осуждать. Она много выстрадала, упорно искала свое счастье, и теперь когда нашла его, имеет на него полное право. Толстой создал образ Наташи, очень полюбил ее и во что бы то не стало хотел сделать ее счастливой. Оставить ее такой, какой она была, — значило ввести ее в ненавистный Толстому "свет". И автор поселил ее в деревне, подальше от светского общества, предпочел удел обывателя уделу светской львицы. Кроме того, ему ближе такая жизнь, какою живет теперь Наташа. Видимо, это не далеко от идеалов Толстого. Он хотел сделать Наташу счастливой и сделал, как смог.
Я склонна думать, что поведение Наташи в эпилоге логично. Могут существовать другие мнения и много доказательств, но мне кажется, что Толстой с его взглядами на прогресс и перемены остался доволен счастьем Наташи. Он создал в литературе новый, привлекательнейший женский образ, но дальше не пошел. Путь жизни героини ничем не замечателен в эпилоге.
Эпилога можно было не писать, но Толстой, по-видимому, хотел определить места своих героев, счастьем возместить все лишения и утраты их и восстановить "мирную", спокойную жизнь. Можно сказать, что этим был нанесен удар всем тем новым прогрессивным идеям, которые возникали в романе. Вообще эпилог далеко не приводит в восторг, но на вопрос, логично ли поведение в нем Наташи, я считаю, можно ответить утвердительно.