В романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" образ нового человека Евгения Васильевича Базарова вышел сложным, противоречивым и очень интересным. С момента выхода романа в свет на автора и его главного героя обрушились критики, вокруг образа Базарова развернулась ожесточенная полемика. Консервативные крути дворянства, ужаснувшись его силе и мощи, чувствуя в нем угрозу своему укладу жизни, возненавидели главного героя романа. Но Базарова не приняли и в революционно-демократических кругах, к которым он принадлежал, его образ сочли карикатурой на молодое поколение.
Во многом такая оценка главного героя — заслуга автора, который сам не определился в отношении к Базарову. С одной стороны, он оправдывает и оценивает своего героя по достоинству, искренне восхищаясь его умом, твердостью, умением отстаивать свои идеалы и добиваться желаемого, наделяет этот образ чертами, которыми не обладает сам, С другой стороны, в романе чувствуется, что Базаров чужд и непонятен автору. Тургенев хочет заставить себя полюбить своего героя, загореться его идеями, но безрезультатно — автор и его главный герой так и остаются по разные стороны" что и наталкивает на мысль об одиночестве Базарова.
Базаров титаничен, очень силен, но одновременно бесконечно несчастен и одинок — это, наверное, судьба многих выдающихся людей. Сам Базаров совершенно не стремится понравиться людям: по его собственному замечанию, "настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть". Его единомышленники, признавая Базарова сильной личностью, способны только на поклонение и на пародирование, не претендуя на большее, а это Базаров как раз и презирает в людях. Он постоянно ищет человека, равного себе по силе, и не находит его. Противостоять бурному натиску Базарова решается лишь Павел Петрович Кирсанов, принципы которого вечны и незыблемы. Свои духовные ценности, исторические корни и уклад жизни Павел Петрович впитал еще в детстве. В своих спорах с Базаровым Павел Петрович отстаивает свое прошлое, свою жизнь, которую другой он просто не представляет, и это придает ему сил в схватке с "титаном", который в этой схватке может противопоставить только себя, свою могучую личность.
Тургенев постоянно напоминает читателю, что Базаров — не чудовище, не злой гений, а, прежде всего, несчастный одинокий человек и, несмотря на всю силу ума и энергию, беззащитный перед самыми простыми человеческими чувствами. Уязвимость Базарова проявляется в отношениях с Одинцовой: он подсознательно ищет любви, но настоящая, высокая любовь ему недоступна, потому что в первую очередь он сам ее отрицает. Одинцова ждет от Базарова зрелых чувств, ей нужна серьезная любовь, а не мимолетная страсть. В ее жизни нет места потрясениям, без которых, наоборот, не мыслит себя Базаров, который не понимает, что непременным условием достижения духовных и нравственных идеалов является стабильность. Эти идеалы для него недоступны, он мучается от их отсутствия, не давая себе в этом отчета. Будучи прагматиком, Базаров должен все "потрогать" и "прощупать".
В этом замкнутом круге мечется одинокий и отчаявшийся Базаров. Он очень противоречив: он отрицает романтизм, являясь по своей сути романтиком; отрекаясь от родителей, от "глупой жизни отцов", в порыве откровения признается Аркадию в своей любви к ним; делая все для благополучия родины, он задается вопросом: "Нужен ли я России? Нет, видно не нужен". Даже такой сильной и независимой личности, как Базаров, страшно и тяжело чувствовать себя в этом замкнутом круге противоречий. Ужасно, умирая, осознавать бесполезность, бессмысленность и ненужность прожитой жизни, ведь исправить уже ничего нельзя.
Но Базаров достаточно умен, чтобы, пусть и перед смертью, признать ошибки. Он признает свое бессилие перед смертью — значит, не все можно преодолеть с помощью силы. Базаров возвращается к природе, которую так материалистически воспринимал при жизни: "Я умру, и из меня лопух расти будет", "природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник". Перед лицом природы, перед лицом Вселенной даже такой сильный человек, как Базаров, кажется маленькой песчинкой.
В этом и заключается его трагическое одиночество: он не ощущает себя частью этого мира, даже после смерти железная ограда, окружающая его могилу, отделяет его от мира. И после смерти он остается по-прежнему одинок.