Хорошо или плохо быть самолюбивым человеком?

Сочинение на тему

Любовь к людям содержит и любовь к себе, ибо любовь к людям распространяется на самого человека, любящего людей. Нужно одинаково любить себя и других.

Лао-цзы

Самолюбие. Самолюбивый человек. Хорошо это или плохо? "Конечно, хорошо!" — скажете вы. "Несомненно, плохо!" — тут же возразят вам. По-моему, правы и те и другие, все дело в том, какой смысл мы вкладываем в это понятие.

Самолюбие — это любовь к себе. А значит — самоуважение, чувство собственного достоинства, осознание собственной полноценности, собственной значимости, целостности своей личности, независимости и твердости своего характера, наличие собственных убеждений, целей, идеалов. Кто сможет сказать, что это плохо? Думаю, таких найдется не много.

У каждого из нас имеется некий идеал. Можем ли мы полюбить человека, который далек от этого идеала? Вряд ли. Значит, если человек любит самого себя, то он чувствует, что близок к собственному идеалу. Стремясь повысить самооценку, стремясь полюбить себя еще больше, искореняет свои недостатки и умножает свои достоинства. От этого выигрывает не только сам человек, но и окружающие, и все общество. "Эгоист", — говорят о человеке, который заботится только о себе, о собственном благе. " Самолюбивый ", — обвиняют его. Но дело здесь, на мой взгляд, не в самом самолюбии, а в том, до какого предела доходит в человеке любовь к себе.

Еще Аристотель утверждал, что "эгоизм заключается не в любви самого себя, а в большей, чем должно, степени этой любви". То есть когда в безмерной самовлюбленности человек забывает обо всем, кроме соблюдения собственных интересов, удовлетворения своих личных потребностей и желаний, ничего, кроме порицания, это вызвать не может.

Смотрите ещё:

Плохо, когда самолюбие перерастает в своекорыстие, когда для достижения собственных целей человек "идет по головам", наносит вред окружающим. Но проблема в этом случае намного глубже. Речь идет уже не о самолюбии как одной из составляющих человеческой личности, а о самой этой личности в целом. Ведь разумный, благородный, достойный человек никогда не преступит границ. Он не станет попирать интересы других людей в угоду собственным, он будет стремиться к достижению своих целей другим путем.

Философ Д. Юм писал: "Самолюбие... порождает правила справедливости и является первым мотивом соблюдения последних".

Ларошфуко утверждал, что самолюбие одновременно приводит в действие все добродетели и все пороки. То есть любовь к себе в какой-то степени вскрывает все глубинное в человеке, раскрывает его истинную натуру. Может ли человек оставаться человеком, утратив чувство личности? Думаю, не может.

Без любви к самому себе человек превращается в раба. Без осознания ценности своей личности человек не стремится к независимости, не делает ничего, чтобы достичь благосостояния или отстоять, защитить свои права, свои интересы. Какая цель может быть у такого человека? Что для него имеет ценность в жизни, если даже собственная личность для него не имеет значения? Что может побуждать такого человека в какой бы то ни было деятельности? Все эти вопросы, вероятно, обречены остаться без ответа, сам же человек, совершенно лишенный самолюбия, а значит, и чувства собственного достоинства, не вызовет у нас ничего, кроме жалости и сожаления.

Ведь не зря в Японии говорят: "Сам себя не уважаешь — и другие не будут уважать". "Уважай себя, если хочешь, чтобы другие тебя уважали", — вторят англичане. А разве не эту же мысль высказывал Н. В. Гоголь, когда писал: "Позаботься прежде о себе, а потом о других: стань прежде сам чище душою, а потом уже старайся, чтобы другие были чище". Мне кажется, никто не станет оспаривать эти мудрые слова, подкрепленные наблюдениями и житейским опытом.

Осознанное, здоровое самолюбие — это положительная черта. Другое дело, если человек слепо влюблен в себя, не понимая, а за что, собственно, можно его любить, ценить, уважать, или если его самолюбие болезненное, когда стремление к первенству становится манией. Такие проявления самолюбия говорят либо о дикости, невежественности, ограниченности, либо являются проявлением высшего эгоизма и своекорыстия, в то время как самолюбие развитой, мыслящей личности — благородно. Оно заставляет человека стремиться к науке, искусству, к широкой и насыщенной жизни. Оно воспитывает любовь к ближнему, любовь ко всем окружающим.

Любовь к себе, самоуважение, чувство собственного достоинства — все это возвышает человека, придает его деятельности, его стремлениям, его мечтам высшее благородство и смысл. Любой человек должен уважать себя и считать себя достойным наилучшего. Ведь только тот, кто может любить себя, кто уважает и ценит в себе личность, может до конца осознать свое истинное предназначение и с гордостью повторить слова И. Фихте: "...мое существование не тщетно и не бесцельно, я — необходимое звено великой цепи, которая тянется от развития у первого человека сознания его бытия — в вечность".

Я уверена, что быть самолюбивым человеком — хорошо, если при этом ты остаешься достойным, умным, честным, справедливым, одним словом, настоящим человеком. Если, любя себя самого, ты не забываешь о других людях, об их нуждах, об их стремлениях, о том, что каждый из них — личность, каждый из них имеет право на чувство собственного достоинства, на право любить себя.

Быть самолюбивым человеком хорошо, если ты не переступаешь границы, за которой самолюбие превращается в эгоизм, а человек теряет уважение к самому себе и начинает любить не столько себя как личность, сколько свои потребности, свои амбиции, свой надуманный, далекий от реальности образ.

В заключение мне хотелось бы пожелать, чтобы все люди любили себя, ко помнили при этом слова Л. Фейербаха: "Различайте между злым, бесчеловечным и бессердечным эгоизмом и эгоизмом добрым, участливым, человечным; различайте между незлобивым, невольным самолюбием, находящим удовлетворение в любви к другим, и самолюбием произвольным, намеренным, находящим удовлетворение в равнодушии или даже в прямой злости по отношению к другим".