Темы, идеи, образы повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" (2)

Школьное сочинение

Сентиментализм – одно из самых значительных литературных направлений XVII веке в России, ярчайшим представителем которого стал Н.М. Карамзин. Писатели – сентименталисты проявляли интерес к изображению обыкновенных людей и обыкновенных человеческих чувств. В отличие от классицистов, разуму они предпочитали чувство, отвлеченным гражданским доблестям – глубину простого человеческого сердца, тайны души.

Русские повести, главным содержанием которых являлся рассказ автора о чем-либо, а величайшей ценностью – чувствительность, появилась и до Карамзина, но именно "Бедной Лизе" предстояло стать лучшим произведением сентиментализма, а ее героям и идеям прочно выйти не только в литературу, но и в саму культуру и быт людей. По выражению самого Карамзина, повесть "Бедная Лиза" — "сказка весьма не замысловатая". Сюжет повести прост. Это история любви бедной крестьянской девушки Лизы и богатого молодого дворянина Эраста. Эраст – светский молодой человек " с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ведренным". Общественная жизнь и светские удовольствия ему надоели. Он постоянно скучал и "жаловался на судьбу свою". Эраст "читывал романы идиллии" и мечтал о том счастливом времени, когда люди, не обремененные условностями и правилами цивилизациями, жили беспечно на лоне природы. Думая только о своем удовольствии, он "искал его в забавах".

С появлением в его жизни любви все меняется. Влюбляется Эраст в чистую "дочь природы" — крестьянку Лизу. Целомудренная, наивная, радостно доверчивая к людям, Лиза представляется прекрасной пастушкой. Начитавшись романов, в которых "все люди беспечно гуляли по лучам, купались в чистых родниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами", он решил, что "нашел в Лизе то, что сердце его давно искало".

Лиза, хотя и "дочь богатого поселянина", всего лишь крестьянка, которая вынуждена сама зарабатывать себе на жизнь; "… не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды и продавала их в Москве".

Чувственность – высшая ценность сентиментализма — толкает героев в объятья друг к другу, дает им миг счастья. Картина чистый первый влюбленности нарисована в повести очень трогательно. "Теперь думаю, — говорит Лиза Эрасту, — что без тебя жизнь не жизнь, а грусть и скука. Без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голоса скучен соловей поющий…" Эраст тоже восхищается своей " пастушкой". "Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его". Но когда Лиза отдается ему, пресыщенный молодой человек начинает охладевать в своих чувствах к ней.

Напрасно Лиза надеется вернуть утраченное счастье. Эраст отправляется в военный поход, проигрывает в карты все свое состояние и в конце концов женится на богатой вдове.

А обманутая в лучших надеждах и чувствах Лиза забывает душу свою" — бросается в пруд около Симонова монастыря. Эраст тоже наказан за свое решение оставить Лизу: он будет вечно корить себя за ее смерть. "Он не мог утешиться и почитал себя убийцею". Их встреча, "примирение" возможна лишь на небесах.

Повестью "Богатая Лиза", по существу, открывается в русской литературе тема "маленького человека", хотя социальный аспект в отношении Лизы и Эраста несколько приглушен. Конечно, пропасть между богатым дворянином и бедной поселянкой очень велика, но Лиза в повести меньше всего похожа на крестьянку, скорее на милую светскую барышню, воспитанную на сентиментальных романов.

Тема "Бедной Лизы" появляется во многих произведения А.С. Пушкина. Когда он писал "Барышню — крестьянку" то совершенно определенно ориентировался на " Бедную Лизу", превратив "печальную быль" в "роман" со счастливым концом. В "Станционном смотрителе" Дуню соблазняет и увозит гусар, и ее отец, не выдержав горя, спивается и умирает. В " Пиковой даме" просматривается дальнейшая жизнь карамзинской Лизы, судьба, которая ожидала бы Лизу, если бы она не покончила жизнь самоубийством.

Лиза живет и в романе "Воскресенье" Л.Т. Толстого. Соблазненная Нехлюдовым Катюша Маслова решает броситься под поезд. Хотя она остается жит, но жизнь ее полна грязи и унижений.

Образ героини Карамзина Существовал и в произведениях других писателей. Именно в этой повести зарождается признанный во всем мире утонченный психологизм русской художественной прозы.