"Муза Некрасова... очень часто, смешивая благородные чувства с грубостью манер, нравится самою своею неизысканностью" (А. В. Дружинин)

Школьное сочинение

Нет в тебе поэзии свободной,

Мой суровый, неуклюжий стих!

Нет в тебе творящего искусства...

Но кипит в тебе живая кровь,

Торжествует мстительное чувство, Догорая теплится любовь...

Н. А. Некрасов

Николай Алексеевич Некрасов вошел в литературу прежде всего как "певец свободы", Поэт и Гражданин, посвятивший свою лиру родному народу, его жизни, его судьбе. Подводя итоги своего жизненного пути, в одновременно сокровенном и декларативном признании: "Я лиру посвятил народу своему", поэт сам обозначил главный смысл своего подвига и суть творчества. Более развернуто свое творческое кредо он охарактеризовал так: "Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душой". И действительно, на протяжении всего творческого пути поэта в центре его внимания была народная Россия с ее бедами, страданиями и лишениями; с ее стремлениями, надеждами, мечтами, борьбой.

Конечно, Некрасов велик не только своими свободолюбивыми взглядами и мастерством воплощения мыслей народа. Его поэзия наполнена высокими и глубокими чувствами, лиризмом, нежностью и страстью. В его произведениях затронуты такие вечные темы, как любовь, дружба, красота родной природы и многое другое. За это разнообразие и глубину выражаемых чувств и эмоциональность его стихотворений я ценю поэзию Н. А. Некрасова. Но совершенно естественно, что тема крестьянской жизни, изображение дореформенной и пореформенной деревни раскрыты в его поэзии наиболее глубоко и проникновенно. П.Ф. Якубович совершенно справедливо писал о Некрасове, что "поэт всего чаще и охотнее воспевает мужицкое горе". Этой тематике посвящено множество лирических стихотворений и поэм.

Поэт рисует в своих стихотворениях реальную действительность, все его творчество отмечено исключительной жизненностью и объективностью. Некрасов не останавливается перед описанием грустных и трагических картин, — он верен жизненной правде, однако непременно утверждает торжество справедливости, наступление лучших, счастливых времен. И главную роль в этом он отводит человеку из народа, так как уверен в богатстве заложенных в нем сил, энергии, духовных возможностей. Реалистичность изображения подчинена не только стремлению оставаться в рамках реализма как художественного метода — она продиктована стремлением писателя донести до народа истинное его положение и подвигнуть к "пробуждению", к активному выражению протеста. Естественно, что такая задача творчества не предполагала необычайной красоты, легкости, парения Музы.

Стих Некрасова, впитавший самые "благородные чувства", всегда отличался "неизысканностью" и некоторой "грубостью манер".

Свое предназначение как поэта Некрасов видел в служении отчизне. Продолжая традиции поэтов-декабристов, Пушкина, Лермонтова, Некрасов на протяжении всего своего творческого пути отстаивал эту точку зрения, постоянно обращаясь к теме поэта и поэзии.

Еще в 40-е годы, касаясь этих мотивов, поэт склонен был сопоставлять свою Музу с простой женщиной из народа, как, например, в произведении "Вчерашний день, часу в шестом...", написанном в 1848 году. Этим Некрасов как раз и подчеркивал народность своего творчества, осознанную им уже в эту раннюю пору, и одновременно показывая трудности, с которыми он столкнулся в начале своего творческого пути, борясь с недоброжелательной критикой, строгой цензурой и журналистскими преследованиями. Его Муза, словно молодая крестьянка, "бичом исполосована", "кнутом иссечена", "злобными словами охаяна".

Спустя несколько лет в стихотворении "Муза" (1852) Некрасов снова подтвердил эти сравнения и оценки. К сожалению, его наставница и покровительница все так же скупа на ласку. Она не поет проникновенные сладкоголосые песни, не воспаряет в эфир, не играет на свирели и не учит гармонии.

У его покровительницы иной облик. Поэт вновь, но более развернуло, сопоставляет ее с крестьянкой, поющей "в убогой хижине, пред дымною лучиной, согбенною трудом, убитою кручиной". Но Некрасов не просто уподобляет свою Музу сельской труженице, он называет ее " печальной спутницей печальных бедняков ". Настаивая на том, что она именно "печальная" (слово произносится дважды), поэт тем самым определяет главную грань ее характера. Еще одна ее грань — расположенность к мщению:

Кричала: "мщение!" — и буйным языком

На головы врагов звала господень гром!

В этом стихотворении, давая определение своей Музы, поэт подготавливает характеристику, которую даст ей позже, в 1855 году: "Муза мести и печали".

Да, стих Некрасова далек от легкости, напевности, но зато соответствует излюбленной теме наилучшим образом. Строки могут звучать раздумчиво, медленно, скорбно, патетично, а могут прерываться на цезуре, приобретая вдруг динамичный, живой, энергичный темп.

Уподобляя свою "печальную" Музу крестьянке, он заставляет и ее так же упорно трудиться на вечной ниве, то сгибаясь под непосильной тяжестью, то радостно и широко смотря в будущее, надеясь на радостный "светлый день" освобождения.