Барство дикое и "культурное" (По произведениям И. С. Тургенева)

Школьное сочинение

По определению А. И. Герцена, "Записки охотника" Ивана Сергеевича Тургенева явились "поэтически написанным обвинительным актом крепостничеству".

Крепостник Стегунов из рассказа "Два помещика", казалось бы, милейший и добрейший человек, "низенький, пухленький, лысый, с двойным подбородком, мягкими ручками и порядочным брюшком... большой хлебосол и балагур... Он никогда ничем не занимался и даже "Сонник" перестал читать". Он считает, что раз он барин, так должен барствовать, а мужики должны гнуть на него спины. На крестьян он смотрит как на рабочий скот, который он волен разводить или уничтожать. Невзлюбив две крестьянские семьи, он откровенно признается: "И без очереди в солдаты отдавал и так рассовывал — кой-куды: да не переводятся, что будешь делать?" Все это он рассказывает спокойно, весело улыбаясь. От этого автору и читателям становится омерзительно. Стегунов, спокойно прихлебывая чай, с удовольствием прислушивается к звукам, доносящимся из конюшни, где по его приказу бьют буфетчика Васю. В этой обыденности событий Тургенев видит и подчеркивает бесчеловечность крепостного права. В лице Стегунова представлено старое, дикое барство. Но еще страшнее, по мнению автора, "культурное", современное барство.

Отставной гвардейский офицер Аркадий Павлович Пеночкин из рассказа "Бурмистр" получил традиционное "отличное" воспитание. В его доме все устроено на европейский лад. Он "культурно" эксплуатирует своих крестьян и так же культурно их наказывает. За то, что лакей подал ему неподогретое вино, Пеночкин, не повышая голоса, приказывает слуге: "Насчет Федора распорядиться..." Он не позволит себе ни ударить свою жертву, ни накричать на нее, но от этого не становится легче крестьянам. За помещика накажет его помощник — бурмистр. "Зверь — не человек; сказано: собака, пес, как есть пес", — говорят о нем жертвы.

Читатели видят в "Записках охотника" правдивое отражение русского быта, жестокой эксплуатации народа.

Эту тему Тургенев продолжает в рассказе "Муму", имеющем автобиографическую основу. В образе старой взбалмошной барыни писатель вывел черты своей матери. По своей антикрепостнической направленности рассказ является прямым продолжением "Записок охотника". В угоду своим капризам барыня забирает Герасима из деревни, где он привык жить и работать, поселяет в городе. Заставляет отказаться от симпатий и привязанностей. У крепостного крестьянина не должно быть чувств и желаний. Это рабочая сила, принадлежащая хозяину.

Но автор показывает и первые ростки протеста, они еще робкие и стихийные, и Тургенев предупреждает о грядущих потрясениях; если помещики не одумаются, государство не изменит своего отношения к крестьянам.

Эти произведения ставят писателя в ряд с такими борцами против крепостничества, как Пушкин и Гоголь, Некрасов и Салтыков-Щедрин.Честность и благородство Ивана Сергеевича Тургенева помогли ему сделать смелый выбор, встать в ряды защитников угнетенного народа.