Идея служения поэта обществу в поэзии В. В. Маяковского

Школьное сочинение

С именем Владимира Владимировича Маяковского связан совершенно новый этап в истории русской и мировой литературы. Поэт стал подлинным новатором в создании оригинальной, уникальной формы стиха, он использовал и прочно ввел в употребление новые средства поэтической речи. Но причиной тому было не просто желание эпатировать читающую публику — он по-новому смотрел на саму поэзию, на искусство, на его цели и задачи, место в общественной и политической жизни народа. И это естественно, ведь Маяковский жил и творил в переломную эпоху. Он был первым социалистическим поэтом первого в мире социалистического общества, в котором статус поэта еще не был четко определен.

В начале своего творческого пути Владимир Маяковский был довольно близок к футуристам — представителям модного в то время направления в литературе, которое провозглашало абсолютную свободу творчества. Поэт всегда стремился проявлять свободу, независимость от классических норм в области рифмы, структуры стиха, поэтического слова. В футуризме его привлекала возможность искать и сказать "новое слово", но чем дальше, тем живее и громче звучал собственный голос поэта, выводящий его далеко за рамки этого направления.

В поэзии Маяковского все ярче проявлялся интерес к социальным темам, критическое отношение к буржуазному миру. Перед глазами поэта постоянно стоит образ мрачной жизни народа, "адища города", в нем укрепляется убежденность, что в мире "жирных" все враждебно человеку, все уродует и убивает его душу. Потому в произведениях Маяковского все чаще появляется образ искалеченной человеческой души, все сильнее заметно сострадание людям, вынужденным существовать в "страшном мире", мириться и губить себя. Поэт отчетливо сознает необходимость исправить этот мир, высказать протест против существующей несправедливости и пошлости. И для этого он использует данное ему мощное оружие — слово. По его твердому убеждению, слово поэта должно "подымать, и вести, и влечь", должно решительно разить врага. Поэт не имеет права отделять себя от жизни народа, от борьбы за победу революции, за светлое будущее, за счастье и свободу людей. Именно в это время — время революционных преобразований и свершений — особенно чувствуется неразрывная связь поэзии Маяковского с большими и малыми делами, с заботами народа, своей страны. Он пропускал через себя, через свою душу все надежды и мечты, все трудности и противоречия своей эпохи. Именно благодаря этому из-под его пера выходили такие сильные произведения, как "Разговор с фининспектором о поэзии", "Послание пролетарским поэтам", "Нашему юношеству" и многие другие.

"Я всю свою звонкую силу поэта тебе отдаю, атакующий класс", — писал Маяковский, противопоставляя свою поэзию искусству вообще, характерному для капиталистического мира подчинению морали и искусства власти денег и капиталу. Поэт выступал против "чистого искусства", свободного от политики, в то же время стремился предотвратить и возникновение псевдопролетарской поэзии:

Боюсь я за вас и сам —

Чтоб не обмелели наши души,

Чтоб мы не возвели в коммунистический сан

Пошлость, ерунду частушек.

Маяковский не отделял себя от общества и свою первоочередную задачу видел в служении этому обществу. Он ратовал за отношение к поэзии как к государственному делу.

Вопрос о роли и месте искусства в общественной жизни встает уже в первых послеоктябрьских произведениях.

Товарищи,

Дайте новое искусство —

Такое,

Чтобы выволочь республику из грязи, —

прибывал Маяковский в "Приказе № 2 армии искусств". Эту мысль он развивал в других стихотворениях и поэмах, утверждая, что "все совдепы не сдвинут армий, если марш не дадут музыканты". Поэт был твердо уверен в возможности и необходимости поэтическим словом помогать строительству нового общества. И сам оказывает эту помощь не только "на бумаге".

Активное личное участие поэта в революционных преобразованиях страны позволило ему высказывать в "Разговоре с фининспектором о поэзии" такие резкие суждения:

Говоря по-нашему,

рифма —

бочка.

Бочка с динамитом, Строчка —

фитиль.

Строка додымит,

взрывается строчка, —

и город

на воздух

строфой летит.

Слово Маяковского в это время особенно отчетливо обращено к людям, оно должно действовать на людей, освещая их дорогу в новую жизнь ("Я знаю силу слов, я знаю слов набат").

Поэт не сомневается, что его поэзия необходима людям, как солнце. Он сравнивает настоящую поэзию со светилом. Она, как и солнце, которое с давних пор считается символом жизни на земле, без которого нет тепла и света, согревает душу каждого человека, наполняет ее огнем жизни, заставляет осознать себя неотъемлемой частью огромного мира.

А солнце тоже: "ты да я,

нас, товарищ, двое!..

Я буду солнце лить свое,

а ты — свое,

стихами".

Так появляется у Маяковского тема двух солнц — солнца света и солнца поэзии, находя очень тонкое и меткое воплощение в поэтическом образе "двухстволки солнц", из одного ствола которой вырываются снопы света, а из другого — свет поэзии. Поэт и солнце действуют сообща, сменяя друг друга.

Размышления о поэтическом труде Маяковский продолжает в стихотворении "Разговор с фининспектором о поэзии". Поэт Маяковского в новой жизни рядовой рабочий:

Рабочего громады класса враг —

Он враг и мой –

Отъявленный и давний.

Он строит новую жизнь наравне со своим народом. Маяковский провозглашает, что поэзия сродни сложнейшему производству:

Труд мой любому труду родствен.

Взгляните — сколько я потерял:

Наши издержки в моем производстве

И сколько тратится на материал.

"Труд мой любому труду родствен", — утверждает автор, сравнивая поэзию с "добычей радия". Поэтому технологию творческого процесса можно описать ("Как делать стихи"). "Из артезианских людских глубин" достает, выуживает, добывает поэт каждое "драгоценное слово", чувствуя высокую ответственность мастера слова перед всем народом. Автор хочет сказать, что поэзия — нелегкий, кропотливый, требующий высокого мастерства труд, нуждающийся в шлифовке и отделке каждого стихотворения, как драгоценного камня, чтобы он переливался и "сверкал всеми гранями":

Поэзия —

та же добыча радия.

В грамм добыча,

в год труды.

Изводишь единого слова ради

тысячи тонн

словесной руды.

Раз и навсегда Маяковский осмысливает для себя свое творчество в неразрывном единстве с общей борьбой всех советских людей. "Во весь голос" он заявляет:

...Я подыму,

как большевистский партбилет,

все сто томов

моих

партийных книжек.

"Мы", "наш" становятся основными словами в творчестве Маяковского.

Наследие Владимира Маяковского стало огромным вкладом в развитие всей русской поэзии. "Все, что я сделал, — все это ваше", — писал он в "Послании пролетарским поэтам", делясь секретами своего поэтического мастерства. Начав е футуризма, демонстративно отвергая все старые принципы, Маяковский разрушал во имя созидания. Разрушая старые формы, он создавал новые, совместив, по словам Б. М. Эйхенбаума, в своем творчестве две доселе не совместимые поэтические системы: "гражданскую поэзию" Некрасова и "чистую поэзию" Пушкина. В стихотворении "Юбилейное" Маяковский сам назвал их своими предшественниками. Действительно, поэт Маяковского имеет много общего с поэтом у Пушкина и Некрасова. Это — поэт-пророк, которому дан дар предвидения, и поэт-гражданин, страдающий за свой народ.

Жизненность и ценность настоящей поэзии для Маяковского определяются современностью, отражением настоящего, а не поэтизацией прошлого.

После Октябрьской революции поэт обращается ко веем художникам слова с призывом направить свое мастерство на воспитание людей:

Товарищи, на баррикады —

Баррикады сердец и душ.

Маяковский уверен в том, что его искусство нужно народу, что оно необходимо стране. Лев Кассиль свои воспоминания о Маяковском назвал "На капитанском мостике". И действительно, подобно капитану, который является душой и сердцем корабля, поэт, в понимании Маяковского, выполняет большое и ответственное дело: управляет сердцами и умами людей на одном большом корабле, называемом страной. До последней минуты жизни поэт следовал убеждениям, служа своим творчеством народу. И теперь, спустя более полувека, мы можем сказать словами Владимира Маяковского, что

И сегодня

рифма поэта —

ласка,

и лозунг,

и штык,

и кнут.