Некрасов — поистине народный поэт. И нет такого поэта или писателя, о который ярче и правдивее изобразил бы народ и жизнь народную в своих произведениях. Он не только сочувствовал, но и отождествлял себя с крестьянами России. Его стихи потрясают правдивыми картинами рабства и нищеты, нотами горького покаяния:
Народ! Народ!
Люблю тебя, пою твои страданья.
Но где герой, кто выведет
Из тьмы тебя на свет?..
Творчество Некрасова довольно разнообразно по тематике, но все же основным мотивом его произведений остается любовь к Родине, к простому человеку. Еще в 1848 г. в одном из стихотворений автор отождествляет свою музу с образом крестьянки:
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел, я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя,
И Музе я сказал: "Гляди!
Сестра твоя родная".
Некрасов как никто другой умел проникнуть в мир других людей, что позволило ему правдиво изобразить характер крестьян. По мнению поэта, любить народ означало ненавидеть его угнетателей и отдать все свои силы в борьбе за его освобождение. Поэтому личное в его поэзии просто неотделимо от народного. Так, в произведении "Рыцарь на час" борьбу за счастье народа Некрасов называет "великим делом любви".
Чувство любви и сострадания к обездоленным, к нищей Родине пронизывает практически всю его поэзию. Русский народ-богатырь, бескрайние просторы родной земли, ее зеленые леса и снежные зимы — вот тот неиссякаемый источник, из которого Некрасов черпал свое вдохновение. В стихотворении "Тишина" есть такие строки:
Не небесам чужой отчизны —
Я песни родине слагал!
Нелегкая судьба крестьян-тружеников всегда волновала поэта. Мир его поэзии — это мир, увиденный "сквозь слезы" глазами самого народа. Он страстно мечтал увидеть людей свободными:
Мать-отчизна!
Дойду до могилы,
Не дождавшись свободы твоей!
И все же Некрасов верил, что народ все вынесет и "широкую, ясную грудью дорогу проложит себе".
Будущее страны он представлял как жизнь свобедного и процветающего общества:
...Освобожденный от оков,
Народ неутомимый
Созреет, густо заселит
Прибрежные пустыни;
Наука воды углубит:
По гладкой их равнине
Суда-гиганты побегут
Несчетною толпою,
И будет вечен бодрый труд.
Над вечною рекою...
Образ русской женщины занимает в творчестве Некрасова одно из главных мест. "Величавая славянка" стала героиней многих стихотворений и поэм Поэт разделяет ее страдания и от непосильной работы, и от бесконечных унижений. Но Некрасов изображал женщину не только как измученную крестьянку. В его поэзии присутствует и другой образ — образ настоящей красавицы, обладающей, к тому же, редкостной добротой, заботливой и трудолюбивой. Русскую женщину Некрасов воспевает за стойкость, красоту, как внешнюю, так и внутреннюю, за гордость, достоинство и заботу о своих ближних:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом, цариц.
Некрасов писал и о любви, но его любовь достаточно своеобразна Другие поэты предпочитали изображать прекрасные и волнующие мгновения этого чувства, у Некрасова же любовь — нечто земное, поэтому отношения между влюбленными людьми сложны и противоречивы: "Мы с тобой бестолковые люди...", "Я не люблю иронии твоей...", "Да, наша жизнь текла мятежно...".
Помимо этого, в поэзии Некрасова отчетливо прослеживается гражданский мотив. Мысль о нравственном начале каждого человека пронизывает многие его произведения. Сам он считал себя человеком высокой морали, каковым и являлся на самом деле:
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не делал в жизни зла.
Афоризмом стали некрасовские строки:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
В этом стихотворении, которое называется "Поэт и гражданин", Некрасов четко обозначает нравственную позицию каждого человека' нельзя равнодушно взирать на страдания и беды других людей. Таким примером для него были Добролюбов, Белинский и Шевченко. Поэт высоко оценил их нравственный подвиг во имя Родины, которую они любили "как женщину".
Природа-мать, когда б таких людей
Ты иногда не посылала б миру,
Заглохла б нива жизни...
Эти строки, посвященные Добролюбову, можно с легкостью переадресовать и самому автору стихотворения.