Почему до сих пор эта пьеса идет во многих театрах России и за рубежом? В комедии Чехова "Вишневый сад" мы видим сочетание драматического и комического, что связано с проблематикой произведения. В пьесе показан бег времени: прошлое, настоящее и будущее. Центральные герои — Раневская и Гаев. Они живут прошлым, у них нет ни настоящего, ни будущего. Все иллюзорно в их представлении. Они хозяева вишневого сада, того имения, где родились, выросли, казалось, были счастливы. Но можно ли их назвать настоящими хозяевами? Нет, нельзя, хотя они иногда вызывают сочувствие к себе.
Как будто их и винить-то не в чем. Раневская добрая, щедрая, обаятельная, эмоциональная женщина. Но она беспечна, непрактична, ее слова расходятся с делом. Она нерешительна; не может распоряжаться не только имением, но и своей судьбой.
Напрямую она не виновна в гибели сада. Она любит его. Но она любит вишневый сад как свое прошлое, как символ прекрасного и доброго. А сделать что-то для того, чтобы спасти имение, она не может. Она надеется, что ей помогут Лопахин, ярославская бабушка, даже Гаев. Судьба ее драматична, она сама чувствует, что у нее "камень на шее". Но героиня сорит деньгами, устраивает бал с оркестром, когда решается судьба вишневого сада. Не это ли же позднее произойдет с Россией?
Чехов интуитивно рисует крушение Родины. Раневская говорит о том, что она любит родину. Но можно ли ей верить, когда она почти все время живет в Париже? Жаль ее, когда, узнав, что продан вишневый сад, она плачет, обнимая брата. И Раневская снова уедет в Париж, забыв о старом Фирсе.
А как ведут себя мужчины? Еще более непрактичен Гаев. Это действительно "недотепа", не умеющий жить, принимать решения, служить. Это фразер, говорящий речь перед шкафом. Где уж ему решать судьбу вишневого сада, когда он одеться сам не может! Раневская и Гаев не могут быть настоящими хозяевами вишневого сада.
Есть и так называемые "новые" практичные люди в пьесе. Вот приходит "новый хозяин" вишневого сада — Лопахин. Энергичный, деятельный, решительный. В нем много положительных качеств: он добрый, щедрый, уважительно относится к Раневской, к Пете Трофимову. Он готов помочь Раневской и Гаеву, но они разные люди и не понимают друг друга.
Только вот Лопахин изо всего "делает деньги". Время для него — деньги. Цветущий мак — деньги. И на вишневый сад он смотрит как хозяин, приобретатель. Покупая вишневый сад, он говорит: "Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду". Он не замечает красоты цветущего мака, прелести вишневого сада. Можно ли его назвать настоящим хозяином вишневого сада, представителем настоящего времени в пьесе? Нет. Он, конечно, хозяин, но он приобретатель, доверить ему красоту вишневого сада, которую он губит, нельзя. Он даже жениться не смог на Варе. Ему некогда. У него время — деньги. Он скорее "хищный зверь", но не "нежная душа", по определению Трофимова.
Скорее комично, чем обнадеживающе в пьесе даны образы молодого поколения. Это Аня и Петя Трофимов. Они устремлены в будущее. Петя зовет Аню бросить ключи от хозяйства и идти за ним, в светлое будущее. Монологи Пети оптимистичны, призывны, даже патетичны: "Вся Россия наш сад". В этом он прав. Будущее России представляется Чехову светлым и прекрасным.
Но и Петя иногда смешон. Призывая Аню трудиться, он вряд ли знает, каким будет этот труд, это будущее. И самое главное — какова его роль в этом? Дойдет ли Петя до светлого будущего? В лучшем случае, он укажет путь другим — таким, как Аня. Она нравственно выше Пети. Это олицетворение чистоты, красоты, нежности. Хочется верить, что она найдет правильный путь в жизни и дойдет до светлого будущего.
Судя по тому, как настойчиво Чехов поднимает эту тему в своей драматургии, он хотел видеть прекрасную Россию, верил в ее будущее. Настоящие хозяева вишневого сада — это люди, идущие вперед за счастьем. Такие, как Аня. Аня прощается с вишневым садом, своим прошлым: "Прощай, старая жизнь! Здравствуй, новая жизнь!"
"Мы насадим сад, роскошнее этого..."
Чехов верил в будущее России, хотя и не дожил до него, умерев в расцвете творческих сил.