Замысел А. Толстого был поистине грандиозным – он хотел отразить в своем произведении всю петровскую эпоху, от стрелецких бунтов до Полтавской битвы. Нельзя говорить о том, что эта идея была нова – еще до А. Толстого множество русских поэтов, писателей воссоздавали в своих произведениях это сложное время, это и А.Д. Кантемир с "Петридой", и М.В. Ломоносов с поэмой "Петр Великий", и А.С. Пушкин с "Арапом Петра Великого" и Л.Н. Толстой, не закончивший свою работу.
Не закончил свое произведение и А. Толстой. Но не умаляется от этого ни заслуга автора, ни грандиозность и полнота изображения времени в романе. Подобно "Войне и миру", "Петр Первый" – роман-эпопея. Он столь же насыщен персонажами, столь же сложен композиционно. Толстой великолепно передает атмосферу петровского времени, изображая своих героев в бытовой обстановке, рисуя подробно их биографии, их переживания и каждодневные чувства. Оригинальность произведения писателя проявляется в том, что он осуществил попытку осмыслить социальные и политические события эпохи через историю семьи самого Петра, а также других героев; характеры и образ мышления персонажей показан на широком историческом фоне.
Историзм Толстого имеет и еще одну особенность – это тесная связь с фольклора, проявляющуюся в народных поговорках и пословицах, отрывках песен, поверьях. По выражению Н.В. Гоголя, художник показывает явления жизни "глазами своей национальной стихии, глазами всего народа". И соответственно, история в романе несколько отличается от реальных событий.
Значительное место в романе занимает тема стрелецких бунтов. Как известно, стрельцы обладали привилегиями по сравнению с остальными служилыми людьми, но к концу XVII в. их жалованье уменьшилось, их стали чаще посылать в походы, и они стали жаловаться на то, что их притесняют. От этого и вспыхнуло восстание. Толстой же изображает эти события несколько по-другому. Петр и стрельцы показаны как непримиримые враги, стрельцы думают только о привилегиях, мечтают погубить Петра, им нужны "и жалованье, и корм, и вольности". Толстой ярко и подробно изображает казнь стрельцов, те пытки, которым их подвергали, и наряду с этим – спокойное достоинство и безразличие к смерти, с которым те принимали мучения.
Можно заметить явное сходство изображения Толстым событий, связанных со стрельцами, и тем, как они показаны в фольклоре. И реальные, и вымышленные персонажи погибают, но не покоряются царю. За два месяца было казнено около восьмисот стрельцов. Видимо, это также связывает роман с фольклором: народную поэзию тоже волнует судьба народная.
Первая книга романа заканчивается плавным переходом от кровавых сцен в пределах города к морским широтам Северной войны, развитию торговли и строительству городов. В следующих книгах полно раскрывается личность Петра, властного и иногда жестокого самодержца, полководца, дипломата, реформатора. Толстой доказывает, что сила императора заключалась не только в его умении держать страну, но и в сплоченности его единомышленников, которых он сумел собрать вокруг себя.
Франц Лефорт является наставником Петра. Он рисует перед иностранными посланниками картину будущих преобразований в России, впоследствии осуществленных Петром, и не мыслит себя отдельно от этой страны, ставшей ему почти родной.
Алексей Меншиков показан преданным, смелым, удалым малым; он везде оказывался в числе первых, а "начнет потешать – умора". За это Петр прощал ему его огрехи: Меншиков нередко запускал руку в государственную казну; так, например, он нажился на некачественном сукне для солдат.
На страницах романа перед нами проходит великое множество "птенцов гнезда Петрова", тех, кто выбился в люди благодаря своим деловым качествам и таланту, ведь Петр хотел "знатность по годности считать": это и кузнец Кондратий Воробьев, живописец Андрей Голиков, мужики-купцы Иван Бровкин и Иван Жигулин. Все эти персонажи помогают полнее и ярче раскрыть личность Петра I, поскольку роман, все-таки, о нем. Эпоха его правления, безусловно, была очень важна для дальнейшего развития России, а потому увлекательна и интересна личность человека, совершившего все эти преобразования. Петр показан в постоянном действии, он и в сражении, и на строительстве верфей и кораблей, и на отдыхе не перестающим заботиться о государственных делах, возводящим различные планы, касающиеся будущего страны.
"Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, – при стуке топора и при громе пушек", – эти слова А.С. Пушкина, думается, как нельзя лучше характеризуют динамичность действия в романе А. Толстого "Петр Первый", наполненный колоритными образами и живой историей.