Центральным образом пьесы М. Булгакова "Дни Турбиных" является Дом — символ родного очага. Малому пространству Дома противопоставлено пространство Города, где "воет и вьет вьюга", "ворчит встревоженная утроба земли". Образы ветра, метели, бури, шторма — символы ломки привычного мира, общественных катаклизмов, революции. Дом Турбиных не может отделиться, уйти из Города, так как он — часть его, как Город — часть земного пространства. Но Дом Турбиных всеми силами пытается противостоять внешнему миру, в котором царят разрушение, ужас, бесчеловечность, смерть.
Собрав в Доме героев накануне Рождества, автор задумывается о возможной судьбе не только персонажей пьесы, но и всей России.
Так что же такое Дом Турбиных? Что он символизирует собой? В чем его неизменное очарование и притягательность?
Дом Турбиных — это часы, играющие гавот, источающая тепло изразцовая печь, мебель красного дерева, лучшие в свете шкафы с книгами, пахнущими шоколадом, белоснежная скатерть, на которой стоят "чашки с нежными цветами снаружи и золотые внутри, особенные, в виде фигурных колонок", зеленый абажур над столом и, наконец, знаменитые кремовые шторы... Все это огороженное стенами малое пространство вмещает в себя вечное — бессмертие искусства, вехи культуры.
Герои привыкли к прочности, незыблемости прежнего мира. Но все это временно. Неуверенность входит даже в мир Турбиных, такой спокойный и радостный, ведь там, за окнами, "восемнадцатый год летит к концу и день ото дня глядит все грознее, щетинистей". Алексей Турбин с тревогой думает о гибели родного Дома: "Упадут стены, улетит встревоженный сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а Капитанскую Дочку сожгут в печи ". Но несмотря ни на что, за кремовыми шторами торжествует непреложная вера в то, что надо охранять и сохранять все прекрасное, что это необходимо при любых обстоятельствах и что это вполне осуществимо. "Часы, по счастью, совершенно бессмертны, бессмертен и Саардамский Плотник, и голландский изразед, как мудрая скала, в самое тяжкое время живительный и жаркий".
Может быть, любви и преданности дана сила сберечь и спасти — и Дом будет спасен? Четкого ответа на этот вопрос в пьесе нет. Есть противостояние очага мира и культуры петлюровским бандам, на смену которым приходят большевики.
Опорой семьи Турбиных, безусловно, является Елена — воплощение женственности, уюта, преданности, которая тщетно пытается сохранить прежний нравственный уклад Дома. Уютная квартирка "золотой" Елены кажется незыблемым, надежным пристанищем для всех потерпевших крушение. Сюда приходит Мышлаевский, приезжает Лариосик, Шервинский... Все они отдыхают здесь душой. Юный Лариосик, нелепый, смешной и одновременно такой чуткий, глубокий человек, достаточно точно выразил одну из главных мыслей драмы. Он говорил о себе, но под этими словами могли бы подписаться многие: "...он потерпел драму, но здесь, у Елены Васильевны, оживает душой, потому что это совершенно исключительный человек, Елена Васильевна, и в квартире у них тепло и уютно, и в особенности замечательны кремовые шторы на всех окнах, благодаря чему чувствуешь себя оторванным от внешнего мира... А он, этот внешний мир... согласитесь сами, грозен, кровав и бессмыслен".
Турбиным хочется, чтобы они по-прежнему жили всей семьей в родительском Доме, где с детства им все знакомо — от чуть-чуть поистершихся ковров с Людовиком до неуклюжих, с громким боем часов, — где сложились свои традиции, свои человеческие законы, где чувство долга перед родиной, Россией составляет главную черту их нравственного кодекса.
Мать, умирая, напутствовала детей: "Дружно живите". И они любят друг друга, тревожатся, мучаются, если кто-нибудь находится в опасности, переживают вместе эти великие и страшные события, происходящие в их родном городе, в их стране. Если бы не война и революция, жизнь Турбиных прошла бы в спокойствии и уюте, они не задумывались бы над обстоятельствами жизни глубже, чем это было принято в их кругу. Друзья Турбинных близки им по духу, по своим стремлениям, мыслям и чувствам, у них общие представления о дружбе, порядочности, честности.
Но исторические события безжалостно вторглись в мир Турбиных, разрушили их планы, и теперь два брата и сестра, в каждом из которых по-своему преломляются родовые черты, пытаются решить вопрос, как жить дальше.
Турбины хотели бы укрыться за своими кремовыми шторами, оставаться нейтральными. Они не хотели изменений, тем более таких кардинальных, их вполне устраивал "старый" мир, в котором жизнь протекала без серьезных потрясений и загадок, ничего неожиданного и случайного не приходило в Дом. Но война и революция нарушили плавное течение их жизни. Уже нельзя было оставаться в стороне, как прежде. Из Дома ушло спокойствие, уверенность и определенность, но вместе с тем появилось нечто новое, что стало теперь преобладающим во внутреннем мире Турбиных, — острый интерес к политическим и социальным идеям.
Алексей Турбин заявляет, что он "не социалист, а монархист", что он не выносит даже самого слова "социалист ", но вкладывает он в это слово совсем другой смысл: он ненавидит Керенского. Турбину не дает покоя ещё "одна неотвязная мысль": ему кажется, что Петлюра — "это миф, это черный туман". И он старается убедить в этом и себя, и друзей своих, что "его вовсе нет"... "Вы гляньте в окно, посмотрите, что там. Там метель, какие-то тени..." В России, "господа, две силы — большевики и мы". Он ненавидит все, что несет с собой ломку устоев, разруху, предательство, боль, смерть.
Дом Турбиных — это быт, ставший на наших глазах символом прочности бытия. Поэтизацией этого быта, домашнего очага во всей его хрупкости и беззащитности пьеса Булгакова противостоит принципиальной бездомности послеоктябрьской литературы, ее бунту против домашнего очага, ее устремленности к дальним и великим целям. Но Дом Турбиных — это не только прочный быт. Это населяющие его люди, это семья, это определенный психологический и культурный склад, который защищает писатель.
Многих критиков советского времени Булгаков возмущал именно тем, что вместо идеологически выдержанных разговоров о выяснении сущности классовых столкновений он дал "сцены у домашнего очага".
Но писатель не смаковал эти сцены, он просто показал жизнь такой, какая она была, жизнь без прикрас, когда люди остаются людьми, что бы ни происходило вокруг. И если красные бойцы в некоторых романах задыхаются от напыщенных слов, которые они произносят в самые трагические мгновения своей жизни, то в "сценах у домашнего очага" происходит все очень просто, правдиво, без малейшей фальши и искусственности. Простота и естественность человеческих душ — вот что так необычно, так притягательно, а следовательно, неприемлемо для литераторов определенного толка в пьесе Булгакова.
Дом Турбиных — как символ нетленной красоты и правды лучших людей России, ее безымянных героев, скромных тружеников, хранителей добра и культуры, будет согревать души многих поколений читателей и доказывать каждым своим проявлением, что настоящий человек остается человеком даже на крутых изломах истории.