Пьеса А. П.Чехова "Вишневый сад": комедия или трагедия

Школьное сочинение

Похожие сочинения

"Все это было бы смешно,

когда бы не было так грустно..."

Крылов

Антон Павлович Чехов назвал свое произведение "Вишневый сад" комедией. Мы же, прочитав пьесу, относим ее скорее к трагедии, чем к комедии. Нам кажутся трагическими образы Гаева и Раневской, трагичны их судьбы. Мы сочувствуем и сопереживаем им. Сначала мы не можем понять, почему Антон Павлович отнес свою пьесу к жанру комедии. Но, перечитывая произведение, разбираясь в нем, мы все же находим поведение таких персонажей, как Гаев, Раневская, Епиходов, несколько комичным. Мы уже считаем, что в своих бедах виноваты они сами, и, может быть, осуждаем их за это. К какому же жанру относится пьеса А. П. Чехова "Вишневый сад"?

Кажется, ничего особенного не происходит. В пьесе "Вишневый сад" мы не видим яркого конфликта, все, казалось бы, течет своим чередом. Герои пьесы ведут себя спокойно, между ними не происходит открытых ссор и столкновений. И все же мы чувствуем существование конфликта, но не открытого, а внутреннего, скрытого в тихой, на первый взгляд, мирной обстановке пьесы. За обычными разговорами героев произведения, за их спокойным отношением друг к другу — внутреннее непонимание. Мы часто слышим от персонажей реплики невпопад: часто видим их отрешенные взгляды, они будто не слышат окружающих. Но основной конфликт пьесы "Вишневый сад" состоит в непонимании поколения поколением. Кажется, будто в пьесе пересеклись три времени: прошлое, настоящее и будущее. К прошлому поколению относятся Гаев, Раневская, Фирс; к настоящему — Лопахин, а представителями будущего поколения являются Петя Трофимов и Аня. Все три поколения мечтают о своем времени, но они только говорят и ничего не могут сделать для изменения своей жизни.

Никто из них и не пытается ничего изменить. Любовь Андреевна Раневская, представительница старого дворянства, постоянно говорит о своих лучших молодых годах, проведенных в старом доме, в красивом и роскошном вишневом саду. Она живет только этими воспоминаниями о прошлом, ее не устраивает настоящее, а о будущем она и думать не хочет. Нам кажется смешной ее инфантильность. Да и все старое поколение в этой пьесе мыслит так же. Они говорят о "прекрасной" старой жизни, но сами, кажется, смиряются с настоящим, пускают все на самотек, уступают без борьбы за свои идеи. И Чехов осуждает их за это.

Но вот, например Лопахин — представитель буржуазии, герой настоящего. Он живет сегодняшним днем. Мы не можем не отметить, что его идеи умны и практичны. Он ведет оживленные беседы о том, как изменить жизнь к лучшему, и, вроде бы знает, что делать. Но все это только слова. На самом деле и Лопахин не является идеальным героем пьесы. Мы чувствуем его неуверенность в себе. А в конце произведения у него будто опускаются руки, и он восклицает: "Скорее бы изменилась наша нескладная, несчастливая жизнь!"

А что же молодежь? Аня и Петя Трофимов являются, видимо, надеждой автора на будущее. Но разве может такой человек, как Петя Трофимов, "вечный студент" и "облезлый барин", изменить эту жизнь? Ведь выдвинуть новые идеи и повести за собой остальных могут только умные, энергичные, уверенные в себе люди, люди деятельные. А Петя, как и другие герои пьесы, больше говорит, чем действует; он вообще ведет себя как-то нелепо. Да и Аня еще слишком молода, она еще не знает жизни, чтоб ее изменить.

Остается впечатление, что, основной трагизм пьесы состоит не только в продаже сада и имения, в котором люди провели свою молодость, с которым связаны их лучшие воспоминания, но и в неспособности тех же самых людей что-либо изменить для улучшения своего положения. Мы постоянно ощущаем нелепость событий, происходящих в пьесе. Нелепо выглядят Раневская и Гаев с их привязанностью к старым предметам, нелеп Епиходов, а Шарлотта сама является олицетворением ненужности в этой жизни.

Мне кажется основной конфликт произведения — это конфликт времен, непонимание одного поколения другим. В пьесе нет связи времен, разрыв между ними слышится в звуке разорванной струны. И все же автор выражает свои надежды на будущее. Недаром стук топора символизирует переход от прошлого к настоящему. А когда новое поколение посадит новый сад, придет и будущее. А. П. Чехов писал пьесу "Вишневый сад" перед революцией 1905 года. Поэтому сам сад является олицетворением России того времени. В этом произведении Антон Павлович отразил проблемы уходящего в прошлое дворянства, буржуазии и революционного будущего.

Близкие по названию сочинения: