И скажите, в чем загадка чередования периодов истории? В одном и том же народе, за каких нибудь десять лет спадает вся общественная энергия, импульсы доблести, сменивши знак, становятся импульсами трусости.
А. Солженицын
Это стихотворение зрелого Лермонтова, обнажающее общественно духовный кризис после декабрьского поколения. Оно замыкает предшествующие нравственные, социальные и философские искания поэта, подводят итог прошлому душевному опыту, отражая бесцельность личных и общественных усилий лермонтовского поколения, направленных на достижение положительных ценностей. Трагедия поэта объясняется теперь не только враждебность света, но рассматривается в связи с общественными условиями. Эти стихи идейно связаны с "Думой".
Настроениям "Думы" созвучна лирика декабристов, созданная после восстания поэтов любомудров. Центральная идея "думы" – осуждение общественной инертности и духовной апатии "поколения", неспособного "угадать" свое предназначение и найти положительные гражданские и нравственные цели – определила структуру стихотворения. Кольцевая композиция подчеркивает беспросветное будущее поколения ("Его грядущее иль пусто иль темно" – "И прах нам со строгостью судьбы и гражданина Потомок оскорбит презрительным стихом…") Мысль о бездействии поколения, многократно варьируясь, оказывается замкнутой, этот глубокий элегиям поддержан падающим ритмом, создаваемым укороченными стихами и последовательным уменьшением ударений в стихотворении.
Личную трагедию Лермонтов осмыслил и как трагедию поколения. Уже в первой строке лирического "Я", социальное раздумье которого составляет предмет стихотворения, становится частью "обличаемого" целого: "Все то, что присуще поколению, присуще и автору, и это делает его разоблачение особенно горьким. Однако энергия страстного отрицания противостоит полной поглощенности лиричного "Я" инертным "целым". Непокорность, непримиримость "я" прорывается в резко оценочных эпитетах, осуждающих "мы". "Дума" становится неотъемлемой его частью.
В этом стихотворении Лермонтов размышляет о настоящем и будущем России. Он говорит о том, что потомки не простят им бездействия: "И прах наш с гордостью судьи и гражданина потомок оскорбит презрительным стихом".
Поэтическая мысль "Думы" реализуется во внутреннем эстетичному движении от элегической интонации печального размышления к мрачному трагическому обобщению, от высокой романтической ноты – к скорбной и горькой иронии. Рядом со словами, освященными традициями психологической и гражданской лирики, широко вводятся слова философского и этического содержания, а также прозаизм.
Чем дальше развенчивается поколение, тем прозаичнее стиль, не лишенный, однако, ораторского – инъективного одушевления резких оценочно экспрессивных эпитетов.
Смена интонаций и сочетание в "Думе" различных стилистических пластов обусловила своеобразие жанровой формы, отличной как от унылой элегии, так и от высокой сатиры. Современники были потрясены тоном стихотворения, писали о лирическом "вопле", стоне души, об обличении в нем "черной стороны нашего века", и не могли не признать суровой, беспощадной, хотя и мрачной, правды, заключенной в нем.
Несмотря на голоса критиков, отметивших в "Думе" неосновательность субъективной оценки всего поколения, стихотворение вызвало громкий общественный резонанс, заставив "многих вздрогнуть". "Дума" создала особую жанровую позицию в русской лирике – социальной элегии, проникнутой глубоким трагизмом. В этом произведении поэт осуждает свое поколение при отождествлении себя с ним.
В думе поэт упрекает современников за душевный холод, за отсутствие твердых убеждений, за неспособность к действию, за творческое бесплодие.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы
Перед опасностью позорно равнодушны,
И перед властию – презренные рабы.
Тяжелое положение в николаевской России Лермонтов переживал как личное горе. В этом стихотворении отразилась его боль, связанная с пассивностью молодого поколения и утратой истинных ценностей.