Понятие "гротеск" обязано своим происхождением археологическим раскопкам, которые веселись в Риме в 15-16 веках на месте, где некогда находились общественные бани императора Тита. В засыпанных землей помещениях знаменитый итальянский художник Рафаэль и его ученики обнаружили своеобразную живопись, получившую название "гротеск" (означавший "грот, подземелье"). Затем термин "гротеск" был распространен на другие виды искусства — на литературу, музыку и драматургию. Гротеск — это мир небывалый, особый, противостоящий не только повседневному быту, но и реальному, действительному. Здесь гротеск граничит с фантастикой, нереализмом. Он показывает, как нелепо сталкиваются страшное и смешное, абсурдное и достоверное.
Таков и мир гоголевской повести "Нос". Разве в наше время возможно необъяснимое исчезновение носа майора Ковалева, бегство его от законного хозяина, а затем столь же необъяснимое возвращение на свое место. Только используя гротескно — сатирический жанр, Гоголь смог показать этот злополучный нос, существующий одновременно, как часть лица, и в виде статского советника, служащего по ученой части. Что удивительно нам, никак не удивляет остальных персонажей комедии. Необыкновенные происшествия приводят нас в негодование, а все смотрят на это, как на запланированное действо. В конце концов, мы понимаем, что гротеск может существовать и без фантастики. Если задуматься, то действительно некоторые чиновники ходят, задрав нос, и иногда думаешь, что нос ими управляет. В какой-то мере Гоголь описал наше общество, он совместил реальное с нелепым, смешное со страшным.
Важную роль играет гротеск и в произведении М.Е. Салтыкова — Щедрина "История одного города". Здесь присутствует обобщение, приближенное к сатирическому. При этом обобщение может расширяться от отдельных сторон общественной жизни до целой эпохи или даже всей предшествующей истории страны и человечества." Так, Салтыков — Щедрин утверждал, что его произведение содержит обобщение "трех характеристических черт русской жизни, которые делают её не вполне удобного". Он создавал фантастические, но совершенно правдивые образы различных помпадуров и градоначальников города Глупова. Салтыков — Щедрин рассказывает всё условно, но под каждым градоначальником он подразумевает определенную личность, которая управляла государством в то время. Осознавая все это, мы понимаем, что чиновники нашего времени также чем — то похожи на того же Органчика, Двоекурова и т.д. Даже сам город Глупов — это город гротеск. Его населяют люди, ни на что не годные. Они даже сами не могут выбрать для себя идеального "начальника", который бы защищал их интересы, сделал бы их жизни более приятной, легкой и интересной. Сколько градоначальников командовало ими, владело и подчиняло их себе. Но не было того, единственного.
Если посмотреть на истоки, т.е. на древних жителей, населявших город Глупов,— это моржееды, лукоеды, чущееды, куралесы и т.д. Разве люди с такими предками могли бы выбрать себе князя, который бы установил порядок в городе. Одним из летописцев города была даже составлена опись градоначальников, в который мы подробно узнаем о каждом шаге тогдашних чиновников. Ярким примером гротеска является Органчик. Такое прозвище дали Варламовичу Брудастому. Его назвали так из — за того, что в голове у него находился органчик. Выяснилось, что этот органчик. Выяснилось, что этот органчик мог исполнять две музыкальные пьесы: "Разорю!" и "Не потерплю!" Зная всего два слова, этот градоначальник мог управлять целым городом. Это пример того, что, не имея способностей и здравых мыслей, можно получить высокую должность. Держать жителей и помощников в постоянном страхе. Именно из-за этого Россия и идет затруднительным путем, не достигая высших целей. Также можно привести в пример другого градоначальника Прыща, который был не лучше Органчика! Но Прыщ был очень "мирным" человеком. При встрече с обывателем он заявлял: "Ну, старички … давайте жить мирно. Не трогайте меня, а я вас не трону."