"Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества", — говорил М. А. Шолохов. Стремясь достичь поставленной цели, писатель с мастерством настоящего психолога проникает в самые глубины человеческой души, создает правдивые образы сильных духом людей, мужающих в суровых испытаниях на самых крутых поворотах истории. Именно в гармоничном слиянии жизненной правды и художественного мастерства заключается, по-видимому, источник неотразимого, сильного воздействия его произведений на читателей.
В рассказе Шолохова "Судьба человека" представлена, на первый взгляд, обычная история простого русского человека, прошедшего через многочисленные трудности и испытания военного времени и вышедшего победителем не только в войне, но и в собственной судьбе. Жизнь главного героя — Андрея Соколова — ничем не отличается от жизни сотен тысяч русских солдат, ценой тяжелых утрат и трагических лишений отстоявших свою родину, утвердивших великое право на жизнь, на свободу и независимость страны и парода. Но именно в типичности, в глубокой народности образа героя Шолохова и заключается основной смысл всего произведения, прозвучавшего на весь мир настоящим гимном всепобеждающей силе человеческого духа.
Андрей Соколов не просто честно и преданно воевал за родину. Он прошел через страшные испытания — ад фашистского плена, потерю друзей, близких, семьи. С великим состраданием описывает автор все, что пришлось вынести его герою, те великие испытания, которые преодолел весь советский народ. Но писатель вовсе не воспевает жертвенность русских людей, он противопоставляет ей волю, мужество, героизм сопротивления. Все эти качества заключены в образе главного героя, чья судьба не отделима от судьбы народа, который каждый день находится рядом со смертью и все-таки остается в живых. Остается благодаря именно этой неистребимой силе, мужеству, воле и героизму, благодаря тому, что, несмотря на все испытания, сумел сохранить главное — отзывчивую, чуткую душу, собственное достоинство, честь, доброту и милосердие.
"Немецкий снаряд попал в ствол старого дуба, росшего на берегу безымянной речушки. Рваная, зияющая пробоина иссушила полдерева, но вторая половина, пригнутая разрывом к воде, весною дивно ожила и покрылась свежей листвой. И до сегодняшнего дня, наверное, нижние ветви искалеченного дуба купаются в текучей воде, а верхние все еще жадно протягивают к солнцу точеные, тугие листья..." Этот глубоко символический образ искалеченного, но не сломленного дуба проходит через все творчество писателя. Он воплощается в героях его произведений, наделенных богатым и цельным внутренним миром, стремящихся к добру и справедливости, стойко переносящих лишения, невзгоды, жизненные трудности. Таков и герой рассказа "Судьба человека". Андрей Соколов — как тот несгибаемый дуб, тянущийся к солнцу, продолжающий жить и дающий жизнь молодой поросли. Эта мысль о всепобеждающей силе человеческой души, русской души, проходит через все произведение Шолохова, но особенно ярко она выражена в финале рассказа.
"Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы". Один — поседевший раньше времени солдат, потерявший жену, дочерей, сына, испытавший на себе все ужасы военного времени, несущий в своей душе неизлечимые кровоточащие раны, нанесенные этой беспощадной войной. "Иной раз так схватит и прижмет, что белый свет в глазах меркнет. Боюсь, что когда-нибудь во сне помру и напугаю своего сынишку. А тут еще одна беда: почти каждую ночь своих покойников дорогих во сне вижу... И вот удивительное дело: днем я всегда крепко себя держу, из меня ни "оха", ни вздоха не выжмешь, а ночью проснусь, и вся подушка мокрая от слез". Ни слова, ни упрека, ни вида страдания — лишь эти мужские слезы по ночам, когда спит сознание, но не может уснуть сердце. Что осталось в жизни у этого солдата? Ради чего он продолжает жить? Ради чего, потеряв работу, бредет в поисках новой? Что есть у него? Что было? Уже в молодости, после гражданской войны, "родни — хоть шаром покати, — нигде, никого, ни одной души". Женился на сиротке. Судьба не баловала этого человека, но он все же переборол ее, построил скромное счастье своими руками, честным трудом. И все отняла новая война: жену, детей, любовь, счастье. Суровая судьба не оставила солдату даже пристанища на земле. На месте, где стоял его дом, дом, построенный его собственными руками, теперь — воронка от немецкой бомбы. Грустные, тяжелые мысли роятся в голове старого солдата: "Иной раз не спишь ночью и думаешь: "За что ж ты, жизнь, меня так покалечила?"". И не находит он ответа на свои вопросы "ни в темноте, ни при ясном солнышке".
И все-таки, даже оставшись один на всем белом свете, этот человек не чувствует одиночества. Он сохранил в своей душе любовь к людям, теплоту, жажду жизни. И все свое душевное тепло, всю свою богатую, чуткую, любящую душу отдал сиротке Ванюше, заменив мальчонке отца. Беспомощный, еще только начавший жить, но уже с избытком хлебнувший горя, ребенок стал новой целью в жизни солдата, он стал человеком, ради которого стоит жить.
Ваня искренне тянется к Соколову, еще до разговора с ним, в душе стремится найти в этом сильном мужчине своего отца. А когда тот подтвердил его надежды, он кинулся ему на шею, "целует в щеки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке слышно: "Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!" Не могло в эту минуту не дрогнуть сердце солдата: "У меня в глазах туман, и тоже всего дрожь бьет, и руки трясутся..."
Соединяя этих двух одиноких осиротевших людей, автор подчеркивает мысль об обновлении человека после войны. Мысль о том, что русский человек, несмотря ни на какие беды и страдания, выпавшие на его пути, никогда не утратит своей связи с людьми, найдет в жизни цель, будет жить, бороться, трудиться. И своим примером возрождать к жизни души окружающих его людей, таких же одиноких, прошедших через годы испытаний и потерь.
В заключительных строчках произведения наиболее отчетливо звучит глубокая вера Шолохова в русский народ, в его разум, благородство, силу. А еще — вера в его будущее. Соколов берет на себя ответственность за судьбу Ванюши, тем самым открывая будущее — для себя, для этого маленького мальчика, для всего народа. "И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина".
Жизнь продолжается, человек снова и снова "восстает из пепла" страданий и потерь, снова верит, надеется, строит, идет вперед, хоть и продолжает нести в своей душе трагизм пережитого. Перед взором людей, испытавших на себе все тяготы войны, еще долго будут проходить кошмары бесчеловечия, их возмущенная совесть никогда не успокоится. Да это и естественно — ведь забвение пережитого миллионами людей было бы преступлением против прошлого, против памяти народа, против всей истории. И все же жизнь неистребима — эту мысль уверенно утверждает Шолохов в рассказе "Судьба человека". И жить нужно ради будущих поколений, ради таких вот Ванюшек, хранящих в своих детских сердцах веру и любовь. А они способны сделать многое. "Тут главное — уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное — не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза".