В 1922-1923 годы Сергей Есенин посетил ряд капиталистических стран — Германию, Францию, Бельгию, Италию, Америку, что окончательно убедило его в справедливости и превосходстве советского строя. Вернувшись из заграничного путешествия, поэт писал: "Пусть я не близок коммунистам как романтик в своих поэмах — я близок им умом и надеюсь, что буду, быть может, близок и в своем творчестве".
После Октябрьской революции Есенин ждет обновления жизни, и в его творчестве появляются социально-исторические мотивы. В стихотворении "Сорокоуст" поэт противопоставляет цивилизацию и сельский мир, поезд и жеребенка, нежно прощаясь с "милым, смешным дуралеем". Есенин поддерживал политическую власть, но социализм он воспринимал в духе народной утопии, "с крестьянским уклоном". Вне России Сергей Есенин не мыслил себя никогда. В 1924 году поэт пишет ряд стихотворений, посвященных осмыслению своего места в новом обществе: "Русь бесприютная", "Русь советская", "Русь уходящая". В этих стихотворениях ощутимо выражено тревожное чувство потери почвы под ногами.
В стихотворении "Русь бесприютная" Есенин пытается осознать себя через связь с бездомными, страдающими. Гуманистическая основа культуры XIX века, построенная на сострадании к обездоленным, в новое время вытеснялась понятиями классовой борьбы, "революционного" гуманизма, культивирующего беспощадность к врагам. Конкретный человек, личность в такой системе теряет свою ценность, и Есенин открыто занимает позицию обездоленных жертв борьбы за улучшение жизни. Этим он подчеркивает свою связь с традиционными христианскими гуманистическими ценностями.
В "Руси советской" поэт сравнивает новую деревню со старой, в которой родился и вырос. Он утверждает, что в своей стране "стал словно иностранец". В целом стихотворение звучит оптимистично, Есенин изображает молодое поколение, стремящееся в будущее, но оптимизм окрашен грустными настроениями, потому что автор понимает, что стал чужим деревенскому миру:
Моя поэзия здесь больше не нужна.
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
Осознавая свой разрыв с современностью, Есенин пытается сохранить связь с тем миром русской души, из которого произошло все его творчество. Действительность поэт выражает непосредственно, напрямую:
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.
На ощущении контраста между старым и новым построено стихотворение "Русь уходящая". Есенин называет себя поэтом прошлого, кризисное мироощущение он по-русски лечит вином и тут же выражает понимание того, что в меняющемся мире это не поможет: "Я знаю, грусть не утопить в вине..." — и здесь же глубинная русская грусть лирического героя сменяется веселым озорством.
Поэту хочется бегом догонять уходящую вперед молодость, не отставать от времени, но этот порыв сопровождается иронией:
Знать, оттого так хочется и мне,
Задрав штаны,
Бежать за комсомолом.
Эти три стихотворения передают сложную, двойственную позицию; Есенин словно разрывается между политическими симпатиями к новой власти и непосредственным чувством жизни, экзистенциальным опытом, духовным самосознанием.
В 1925 году поэт создает большую автобиографическую поэму "Анна Онегина", в основу которой положен конфликт старого и нового. Есенин создает емкую социально-психологическую картину жизни деревни периода Первой мировой войны, революции и послереволюционных лет.
Лирический фон поэмы определяется чувством радости от возвращения в родные места.
Поэтика произведения включает в себя развернутые описания быта, природы, встреч с земляками. Образ лирического героя психологически двойствен: с одной стороны, ему нравится сельское умиротворение, неторопливая жизнь, с другой — персонаж Есенина по-мужицки тщеславен оттого, что причастен к городской культуре, к жизни столицы. Тут проглядывает живой облик поэта: он подчеркивает свою славу, ему дают характеристику мельник и даже Анна Онегина:
Писатель...
Известная шишка...
Без просьбы уж к нам не придет...
Но за есенинским самолюбованием в поэме раскрываются жизненно достоверные в своей двойственности образы социальной действительности. Революционные изменения видятся в произведении глазами простых русских крестьян. Жена мельника с патриархальной мудростью удивляется пришедшим "демократическим" свободам:
Открыли зачем-то остроги,
Злодеев пустили лихих.
Теперь на большой дороге
Покою не знай от них.
Революционные события накладываются на сложную социальную почву, но не из-за "классового неравенства", а из-за вечной злобы мужика, основанной на темной зависти к любому, кто живет лучше его. Две соседние деревни находятся в состоянии непрерывной междоусобной войны:
С соседней деревни Криуши
Косились на нас мужики.
В последние два года жизни Есениным созданы поистине замечательные образцы русской лирики.
Ряд стихотворений написан в форме поэтических писем: "Пись-мо к матери", "Ответ", "Письмо к сестре", "Письмо к деду", "Письмо "женщине". В них поэт искренне рассказывает о себе, о былых колебаниях и о горячем желании идти в ногу со своим народом:
Я стал не тем,
Кем был тогда.
Не мучил бы я вас,
Как это было раньше,
За знамя вольности и светлого труда
Готов идти хоть до Ламанша.
В цикле стихотворений "Персидские мотивы", созданном на Кавказе, слышатся воспоминания о родине и русские напевы:
У меня в душе звенит тальянка,
При луне собачий слышу лай.
Разве ты не хочешь, персиянка,
Увидать далекий синий край?
Заглуши в душе тоску тальянки,
Напои дыханьем свежих чар,
Чтобы я о дальней северянке
Не вздыхал, не думал, не скучал.
Сила и обаяние лирики Сергея Есенина — в ее правдивости, искренности и задушевности. В его проникновенных стихах запечатлелись картины родной природы и жизни, его русская душа и глубокая любовь к родине. До последнего мгновения жизни Есенин воспевал
Всем, существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким "Русь".
Хотя первоначально поэтический мир Есенина складывался на основе фольклорной экзотики, песенных традиций, постепенно в его творчестве важное значение получают социально-психологические и философские мотивы.
Переселение в город, сближение с литературной средой, Первая мировая война, революция и гражданская война, путешествие по Европе и Америке усилили реалистические тенденции в поэзии Есенина. Это связано с тем, что социалистическая революция была "пролетарской", городской.