Творчество одного из выдающихся русских драматургов XIX века Александра Николаевича Островского стало яркой, неповторимой страницей в истории не только отечественной, но и мировой литературы. Разнообразны картины жизни, судьбы, характеры его героев — от купцов и чиновников, мещан и актеров, разбойников и конторских служащих до князей и даже царей. Каждый персонаж имеет свою историю, говорит своим языком, несет в себе характерные черты своего круга, эпохи, общества. Именно поэтому известный критик Н. А. Добролюбов называл произведения Островского "пьесами жизни".
В самом деле, в центре каждого произведения писателя лежит какой-то конфликт — конфликт между правдой, совестью, чистотой и низостью, жестокостью, жаждой власти и денег. Эти конфликты и противоречия возникали и, вероятно, будут возникать во все времена, в любом обществе, потому что они не зависят от того или иного общественного устройства и всегда оказываются злободневными. Автор в своих пьесах ставит вечные вопросы о смысле жизни, о любви, о счастье, о моральных, нравственных ценностях. И с помощью своих героев, их судеб пытается дать ответы на все эти вопросы.
Особенно привлекательны в произведениях драматурга женские образы, его героини с "горячим сердцем", смысл жизни которых можно выразить словами из пьесы "Снегурочка": "На свете все живое должно любить". Но героини Островского не просто любят, они отдают любви всю себя, открывают свое сердце навстречу этому светлому чувству. Трагедия их заключается в том, что окружающие не могут принять эту любовь, потому что не способны разделить это чувство. Героини пьес Островского резко выделяются из окружающего мира и потому судьбы их складываются трагически. Именно такая судьба у героини пьесы "Бесприданница" Ларисы Огудаловой.
Всем сердцем своим девушка стремится к любви, потому что без любви, без человеческого тепла и понимания "жить холодно". Лариса — красива, талантлива, артистична. Но она живет в чужом для нее мире, столкновение с которым оборачивается для героини настоящей трагедией. У девушки нет приданого, а потому для окружающих ее мужчин она не является выгодной партией. В обществе, где все устремления направлены на увеличение своего богатства, на укрепление своего положения, брак с Ларисой "не престижен". Но красивая женщина вызывает интерес у многих мужчин. Они даже соперничают между собой.
Правда, само их соперничество, методы, которые они используют, — низкие и подлые. Богач Кнуров, например, и "друг детства" Вожеватов решили разыграть Ларису в орлянку. Мужчины испытывают к героине плотский, циничный интерес, они поступают с ней как с красивой вещью, "требующей богатого обрамления". Единственный, кто относится к девушке с уважением и готов жениться на ней, — Карандышев. Но небогатый и не отличающийся особым умом жених совершенно не привлекает Ларису. В среде таких хозяев жизни, как Паратов, Вожеватов, как могущественный Кнуров, для которого "невозможного мало", Карандышев постоянно подвергается унижениям и оскорблениям, на которые не может ответить. Ддя Паратова и Вожеватова он — объект злых насмешек. Ларису, тонко чувствующую натуру, глубоко ранит унизительное положение ее жениха.
К тому же она прекрасно понимает, что женитьба на ней для Карандышева прежде всего возможность самоутвердиться, рассчитаться с теми, кто смотрел на него с презрением, сверху вниз, насладиться своим превосходством. Стремления Ларисы в жизни полнее и глубже. Ее идеал мужчины — другой. Она принимает за этот идеал Сергея Сергеевича Паратова, с его "широкими жестами" и "благородными" манерами, не подозревая, как жестоко она ошибается. Лариса долгое время восхищается им, верит ему и по-настоящему любит. Каким же горьким становится ее разочарование! Паратов на самом деле оказался бессердечным и расчетливым человеком, у которого "ничего заветного нет". Сам он цинично заявляет о своих принципах: "Найду выгоду, так все продам, что угодно". Отправляясь на прогулку на пароходе, Лариса стремится вырваться из мира, где ее будущее бесцветно и безрадостно, она стремится хоть что-то изменить в своей жизни, потому что не в ее характере пассивно смириться со своей судьбой бесприданницы.
Уезжая, она говорит матери: "Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге". Именно такой исход видит для себя героиня, подвергшаяся бесчестию и жестокости окружающих ее мужчин. Она не может позволить себе опуститься, потерять достоинство. " Как хорошо умереть... пока еще упрекнуть себя не в чем", — в этом видит свое спасение Лариса. Ее иллюзии и надежды разбиты, она разочаровалась в любви, в любимом мужчине. Она поняла, что везде в окружающем ее мире царят все те же черствость, себялюбие, эгоистичность, жажда денег. Но Лариса не видит себя в этом мире, потому что ее горячее сердце никогда не сможет смириться с нравами общества. Поэтому для нее выход один — смерть. Именно спасением, освобождением от постылого ей мира становится выстрел Карандышева. И она в душе благодарна ему за это избавление от бесчестия и страданий.
Трагически заканчивается жизнь героини Островского. Загублена красота, обмануто любящее сердце. Но жизнеутверждающий порыв ввысь, стремление к полету в душе Ларисы вновь и вновь заставляет глубоко задуматься над смыслом жизни, над ее истинными ценностями, над силой "горячего сердца", предпочитающего смерть существованию в безнравственном и подлом мире. Именно этой силой, чистотой, стремлением к свету и добру запомнится мне образ героини "Бесприданницы", так же, как запомнятся и другие образы пьес Островского, с их утверждением чести, достоинства, любви, желанием обрести простое человеческое счастье. Эти образы всегда останутся свежими и современными, а судьбы, чувства, идеалы, мечты этих героев, я уверена, будут волновать еще не одно поколение читателей.