Большинство повестей и рассказов Николая Васильевича Гоголя пропитаны фантастикой и сатирическим изображением действительности, равно как и сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Многие произведения этих поистине русских писателей раскрывают образ той чиновничьей России, которая существовала в середине XIX века. А что такое Россия? Россия – это в первую очередь ее народ, судьба которого пестра трагическими моментами.
Одно из ранних произведений Гоголя – "Вечера на хуторе близ Диканьки". Тематика "Вечеров…" — характеры, духовные свойства, нравы, обычаи, быт, поверья украинского крестьянства ("Сорочинская ярмарка", "Вечер на кануне Ивана Купалы") и мелкого поместного дворянства. В "Вечерах…" герои находятся во власти религиозно-фантастических представлений, языческих и христианских верований. Отношение же самого автора к сверхъестественным явлениям ироническое. Объятый думами о "гражданском служении", писатель изображал, опираясь на фольклорно-этнографические материалы, духовную сущность, нравственно-психологический облик народа.
Глубоко отрицательные впечатления и горестные размышления, вызванные жизнью Гоголя в Петербурге, сказались в так называемых "Петербургских повестях", созданных в 1931-1941 годах. Все повести связаны общностью проблематики (власть чинов и денег), единством основного героя ("маленького человека"), единой темой (развращающая сила денег, разоблачение вопиющей несправедливости общественной системы).
В "Невском проспекте" Гоголь отразил шумную, суетливую толпу людей самых различных сословий, грань между возвышенной мечтой и пошлой действительностью, противоречия между безумной роскошью меньшинства и жуткой бедностью большинства. Но наиболее ярко жизнь России отразилась в столь обширных гоголевских произведениях как "Ревизор" и "Мертвые души". В ревизоре перед нами предстает уездный городок, откуда "хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь". Если представить этот город в виде пирамиды, то на вершине окажется своего рода царек – городничий. Есть в городе и свой бомонд, свое общественное мнение, свои поставщики новостей в лице городских помещиков Бобчинского и Добчинского. И лишь внизу, под пятой чиновников и полиции течет жизнь простого народа. Завязкой и сюжетным конфликтом в пьесе являются события, связанные со служебными отношениями в чиновничьей среде. Это событие – приезд ревизора. Но забота тревоженных властей направляется лишь на соблюдение внешних приличий, благопристойности, а о том, что творится в городе, что процветают грабеж и насилие, никому нет дела. Гоголь назвал город, в котором происходит действие, "сборным городом всей темной стороны". В финале комедии выражается мысль Гоголя о грядущем возмездии, надежда на торжество справедливости и закона в лице настоящего ревизора. Обратимся к поэме "Мертвые души". Гоголь задумывал "Мертвые души" как произведение, обличающее социальные пороки общества. Ему как нельзя лучше подошел сюжет предложенный А.С. Пушкиным. Стремление показать всю Русь побудило Гоголя объехать вместе с Чичиковым необозримые российские пространства. Картина жизни и быта губернии, в которой (как и во всей стране) основой социального строя являлось эксплуатация народного труда, разворачивается перед читателями по мере того, как Чичиков знакомится с помещиками и чиновниками города NN. Автор описывает имение помещика, их время препровождение, показывая таким образом картину полного упадка крестьянских хозяйств. Особенно это заметно в имения Манилова, Ноздрева, Плюшкина. Но и кажущиеся крепкими хозяйства Коробочки и Собакевича в действительности не жизнеспособны. Гоголь подчеркивает и моральное опустошение помещичьего класса. Он ведет читателей под праздного мечтателя Манилова к "дубинноголовой" Коробочки, от бесшабашного мота Ноздрева к кулаку Собакевичу. Завершает галерею образов помещиков Плюшкин – "прореха на человечестве". Наиболее полно характеризует помещиков их отношение к предложению Чичикова о продаже "мертвых душ". На примере города NN Гоголь показывает и мир чиновничества, полный злоупотреблением властью, интригами и сплетнями. В лице Чичикова выразились уже не застойные явления русской жизни, а процесс проникновения в нее новых буржуазных тенденций: духа приобретательности и аферы. Чичиков порождение окружающего мира. Привыкшие жить легкой жизнью за счет чужого труда, помещики и чиновники – "мертвые души" — и крестьяне, уделом которых является нищета, голод, непосильный труд – покой видится действительность Гоголю. Но он не теряет веры в то, что помещики изживут себя. Светлые образы простых людей – вот воплощение идеалов духовности, мужества, свободолюбия для писателя. Образ живой души предстает перед читателем в лирических отступлениях. Автор восхищается удалью, щедростью и умом русского народа. Образ "русской тройки" связан у Гоголя образами "ярославского расторопного мужика", одним топором и долотом смастерившего прочный экипаж, и ямщика, примостившегося "черт знает на чем" и лихо управляющего лошадей. Ведь только благодаря таким людям Русь "несется вперед". Таким образом идеалом Гоголя является любящий родину, думающий человек живой душой.
Не преувеличивая, можно сказать, что сквозь те произведения другого русского писателя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, проходит тема обиды за русский народ. Салтыков-Щедрин – своеобразный писатель. "Диагност наших общественных зол и недугов", — так отзывались о нем современники. Жизнь он знал не из книг. Молодым сосланный в Вятку он досконально изучил чиновничество, несправедливость порядка, жизнь разных слоев общества. В сказках Щедрина множество типов господ: помещиков, чиновников, купцов и прочих. Писатель изображает их часто совершенно беспомощными, глупыми, высокомерными. Вот "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". С едкой иронией Салтыков пишет: "Служили генералы в какой-то регистратуре… следовательно, ничего не понимали". Ах, как много таких "генералов" в нашей жизни, которые тоже считают, что они должны иметь квартиры, машины, дачи, а "бездельники" обязаны работать. Мужик показам молодцом: все умеет, даже суп в пригоршне сварит. Но и его не щадит сатирик. Генералы заставляют этого здоровенного мужика вить для самого себя веревку, чтобы не убежал. И тот покорно исполняет приказ.
Дикий помещик, герой одноименной сказки, все время мечтал избавиться от несносных мужиков от которых идет холопий дух. Наконец мужицкий мир исчез и остался помещик один. "Здесь он… оброс волосами…а когти у него сделались как железные". Намек совершенно ясен: трудом крестьян живут баре.
Сказки писателя полны сетований, что народ слишком терпелив, забит и темен. Он намекает, что силы, стоящие над народом, жестокие, но не такие уж страшные. Не все в творчестве Щедрина интересна нам сегодня. Но по-прежнему дорог нам писатель своей любовью к народу, честностью, желанием сделать жизнь лучше, что перекликается с идеалами гоголевских произведений.