"Герой нашего времени" — замечательное творение гениального русского поэта М. Ю. Лермонтова, которое по праву считается одним из лучших произведений русской литературы. В "Герое нашего времени" Лермонтов продолжает развивать тему, начатую в его ранних стихотворениях, о судьбе своего поколения, о трагедии современников в условиях тягчайшей действительности, наступившей после поражения декабристского восстания. Лучшие люди России были уничтожены, их идеи растоптаны. Наступило тяжелое время реакции, когда за любую прогрессивную мысль людей ждала страшная кара, когда человек незаурядных, недюжинных способностей не мог найти применения своим могучим силам, своему таланту. Поэтому в своем романе М. Ю. Лермонтов пытался объяснить причину такого бездействия в обществе, разоблачить виновных в нем, а также разрешить вопрос, волновавший многих передовых людей того времени, — что же нужно предпринять, чтобы изменить создавшееся положение, чтобы сделать жизнь людей счастливой и радостной? Раскрывая "историю души человеческой", Лермонтов с определенной ясностью показал трагическое положение сильной личности в обществе 30-х годов ХIХ века, создал правдивую картину русской действительности.
Главный герой романа — Печорин — человек незаурядных способностей, сильной воли, духовно одаренный. Но свет, в котором Печорин был вынужден вращаться, убивает все хорошее, благородное, что есть в нем. В высшем обществе не ценятся талант и ум, в нем "самые счастливые люди — невежды, а слава — удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким". Это повлияло на формирование личности Печорина. Из человека ищущего, метущегося он превращается в опустошенного, разочарованного, озлобленного. Он "ко всему довольно равнодушен, кроме самого себя". Еще в ранней молодости Печорин пытался бороться, но очень скоро осталась "одна усталость и смутное воспоминание, исполненное желаний ". Никакой полезной деятельности он не находит. Среда, действительность, обстановка мешают ему. Свои силы Печорин тратит на пустые интриги души, всевозможные приключения. Но его деятельность приводит лишь к несчастьям окружающих людей. Печорин и сам понимает, что его действия — пустая трата времени. Но он — борец, он создан для борьбы, он жаждет действия. "Быть всегда на страже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и трудное здание из хитрости и замыслов, — вот это я называю жизнью", — говорит Печорин. Несомненно, если бы Печорин жил в другое время, он стал решительным борцом за переустройство общества, был бы в кругах декабристов. Печорин сам говорит о "высоком назначении ", предназначенном ему. Но он жил во время бездействия. И от невозможности найти применения своим силам Печорин утрачивает интерес к жизни.
Печорин очень близок к Онегину. Печорина можно назвать Онегиным 30-х годов. Печорин значительно вырос в сравнении с пушкинским героем, его интересы шире, ум глубже, жажда к деятельности огромная. Но он не находит применения своим силам. Печорин страдает от этой невозможности. Но он не одинок в столкновении с обществом, такова участь многих его современников. Лермонтов, создавая образ Печорина, не раз подчеркивал, что главный герой — не исключение, что это образ типичный. В своем предисловии к роману Лермонтов написал, что "Печорин — типичное явление современности". В этом трагедия общества 30-х годов. И поэт протестует против общественного строя николаевской России. Он приходит к выводу о необходимости уничтожения условий, превращающих талантливых людей в Печориных.