Еще в лицейские годы у Пушкина сложились свободолюбивые взгляды и настроения, близкие по своему содержанию идеям будущих декабристов. В дальнейшем он привлек к себе внимание прежде всего как поэт – выразитель передовых взглядов своего века, певец политической свободы.
Полно и четко взгляды Пушкина выразились в его оде "Вольность", написанной в 1817 г., вскоре по выходе из лицея. Уже само название этого лирического произведения указывает, что Пушкин взял за образец одноименную радищевскую оду, известную молодежи по спискам. Пушкин выражает в своей оде взгляды ранних декабристов, под влиянием которых он находился. Это стихотворение направлено против "тиранов", ставящих себя выше закона. Цель оды Пушкин определяет в первых строках: "Хочу воспеть свободу мира, на тронах поразить порок". И хотя Пушкин не призывает к народной революции, как Радищев, но для читателей многие строки оды звучали революционно:
Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!
Пушкин прибегает к торжественному строю речи. Поэт полон благородного, возвышенного негодования, обличая "тиранов мира", попирающих естественное право народа на свободу. Он призывает свято соблюдать закон, которому одинаково подвластны и народ, и царь. Он находит точные и образные слова для выражения волнующих его мыслей и чувств: так, музу он называет "грозой царей", "свободы гордою певицей".
Тема вольности и борьбы с самодержавием звучит в стихотворении "К Чаадаеву" (1818 г.), которое написано в жанре дружеского послания. У Пушкина личная тема, не теряя интимного характера, наполняется глубоким общественным содержанием. Стихотворение отражает те взгляды и политические настроения, которые объединяли Пушкина с его другом и со всеми передовыми людьми того времени. Стихотворение начинается с грустной ноты: упоение жизнью, се радости, ее надежды, которые возникли было в первые годы царствования Александра I, оказались всего лишь "обманом". Гнет "власти роковой" заставляют передовых людей с особой остротой почувствовать "призыванье отчизны " и ожидать "минуты вольности святой". Радость жизни и счастье человек может постичь лишь в свободном обществе. Поэтому в стихотворении на первый план выдвигается мысль об отчизне, служение которой становится потребностью души поэта. Пушкин призывает друга, которого одолевают сомнения, посвятить отчизне "души прекрасные порывы", поддерживает в нем твердую уверенность в конечной победе свободолюбивых идей, в том, что мечты о славе не напрасны. Стихотворение превращается в вольный, ничем не остановимый порыв к свободе. Слова "на обломках самовластья" воспринимались как полное упразднение самодержавия. Страстную жажду "вольности святой" не могут победить ни трудности борьбы, ни грозящие преграды, ни "гнет власти роковой".
В следующем своем вольнолюбивом стихотворении, которое является одним из его самых смелых политических стихотворений — "Деревня" (1819 г.) — Пушкин выступает против крепостного права. Чтобы ярче и резче подчеркнуть всю несправедливость и жестокость крепостного права, поэт в построении стихотворении прибегает к приему противопоставления. В первой части стихотворения он рисует светлую, мирную картину деревенской природы. Автор предстает поэтом-мечтателем, который думает об уединении на лоне природы, вдали от "суетных оков":
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия,трудов и вдохновенья.
Скромный деревенский пейзаж дороже поэту "порочного дворца царей" и "роскошных пиров". В "пустынном уголке" он полон высоких дум, творческой энергии, чувства свободы:
Я здесь, от суетных оков освобожденный,
Учуся в истине блаженство находить,
Свободною душой закон боготворить…
Но поэт увидел не только мирный и красивый пейзаж, на самом деле здесь царствует "барство дикое" и "невежества убийственный позор". Он увидел бесправное положение угнетенного крепостниками крестьянства, поражен зрелищем рабства, беззакония и несправедливости:
Здесь барство дикое, без чувства, без закона
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Контраст между двумя частями стихотворения, между изображениями идиллистической картины русской природы и беспощадной эксплуатации крестьянства выражен и в построении стихотворения, и в лексике, и в интонации. Если в первой части стихотворения интонация речи спокойная, ровная, каждый эпитет, передающий красоту сельскойприроды, точен, красочен, то во второй части речь становится взволнованной, поэт подбирает меткие эпитеты, дающие выразительную речевую характеристику: "барство дикое", "неумолимого владельца", "дворцовые толпы измученных рабов".
Личная свобода каждого человека неотделима для Пушкина от свободы народа. Его пламенное желание увидеть:
…Народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
В этом стихотворении настолько ярко нарисована картина бесправного положения крестьянства, выражало взгляды и чувства передовых людей того времени, что члены тайных политических обществ использовали его для пропаганды своих идей.
До ссылки на юг Пушкин написал еще несколько произведений свободолюбивого характера — эпиграмм на политических деятелей того времени: Аракчеева – "притеснителя всей России", человека "без ума, без чувств, без чести", министра просвещения Голицына – "гонителя просвещения". В стихотворении "Сказки" он высмеял "кочующего деспота" Александра I, обещания которого дать конституцию России поэт расценивает как сказку. Пушкин ненавидел всякое ханжество, лицемерие, нарочитую религиозность, процветавшие при дворе Александра I. Его стихотворения читались вслух, расходились в многочисленных списках и в устной передаче.
И после ссылки, после разгрома декабристов Пушкин не изменил своим взглядам. В 1827г. он передал вместе с женой декабриста Муравьева, уезжавшей к мужу в Сибирь, послание своим друзьям. В стихотворении "В Сибирь" поэт с огромной поэтической силой высказал мысль о великом историческом значении дела декабристов, призывал их к мужественному терпению и выражал надежду на близкую революцию, которая освоболит их:
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут – и свобода
Вас примет радостно у входа…
Декабрист А. Одоевский, выражая мысли всех своих товарищей, растроганных этим посланием, написал ответное стихотворение, в котором от лица декабристов выразил уверенность в том, что дело, начатое ими, не заглохнет, что "из искры возгорится пламя".
В том же 1827г. Пушкин написал еще одностихотворение, посвященное декабристам — "Арион". Поскольку оно предназначалось для печати, поэт написал его в аллегорической форме. В основу стихотворения легла широко известная легенда о древнегреческом певце Арионе, плывшем на корабле по морю, которого задумали убить корабельщики, чтобы завладеть его имуществом. Арион упросил их позволить спеть перед смертью песню, после которой он сам выбросился в море. Но дельфин, зачарованный его пением, вынес его на берег. Пушкин изменил легенду. В его стихотворении между пловцами и певцом нет вражды: пловцы исполняют свою работу, Арион же поет им. Но из шторма спасся только певец. Стихотворение было написано 16 июля 1827 года, то есть спустя три дня после годовщины казни декабристов. Пушкин придал мифологическому сюжету вполне современное звучание. Пушкин вновь вспомнил о своей вольнолюбивой молодости.
Внешний план в стихотворении совмещается с иносказательным. Морское плавание описано реалистически, кратко и точно. Об этом свидетельствуют детали: "парус напрягали", "упирали в глубь мощны веслы", "грузный челн", в совокупности своей создающие выразительную картину. Пловцы в челне – это декабристы, Арион – сам Пушкин, с восторгом разделявший идеалы декабристов и воспевший свободу: "беспечной веры полн — Пловцам я пел...". Вторжение новой силы ("вихорь шумный", "гроза") приводит к гибели кормщика и пловцов – так поэт рисует восстание декабристов, их поражение от "грозы" самовластья и трагическую судьбу его руководителей и участников. Уцелел лишь один "таинственный певец" — сам Пушкин, который остается верен былым убеждениям ("Я гимны прежние пою..."). Рассматривая свое собственное положение в свете этой трагедии, Пушкин увидел определенную закономерность в том, что не разделил суровую долю декабристов, т. к. он уже перерос декабристские идеалы. Эти романтики не учли реальную силу самодержавия, опирающуюся на веру народную. Поэт все решительнее склоняется к мысли, что общественные перемены в Росссии возможны только при опоре на могущественную государственную систему, способную вести страну по пути решительных преобразований.
Верность декабристскому братству Пушкин подтверждает в стихотворении "Анчар" (1828 г.). Пушкин в небольшом лирическом стихотворении, исключительно цельном, раскрыл суть отношений между людьми. Он суровое осудил общество, в котором правят антигуманные законы, социальные отношения превращают одного человека во владыку, действующего сознательно во вред такому же человеку, а другого — в послушного раба. В стихотворении философски обобщена трагедия современного Пушкину человека. Легенда о древе яда под пером Пушкина вырастает в суровое обличение деспотизма.
Любая мысль в произведениях Пушкина-поэта получает ясную форму. Простота рождалась от того, что Пушкин умел четко мыслить о сложном. Он использует повторяющиеся, опорные слова — яд, смола и другие ("И корни ядом напоила...", "Яд каплет сквозь его кору..."), выразительными эпитетами поддерживает антитезы, например — "владыка — раб": "властный взгляд" — "послушно", "бедный раб" — "непобедимый владыка". Глаголы тоже подчеркивают власть и принуждение: "послал — потек". Пушкин использует и композиционный прием единоначатия, повторяя и усиливая эмоциональное напряжение:
Принес он смертную смолу...
Принес — и ослабел и лег...