Одно из основных мест в русской литературе занимает деревенская проза. Ключевые темы, затрагивающиеся в произведениях этого жанра, следует называть бессмертными. К ним принадлежат проблемы нравственности и морали, любви к родной природе, добросердечного воззрения на мир людей и иные вопросы, животрепещущие во все времена. Основополагающее место между писателями второй половины XX века занимают произведения Виктора Петровича Астафьева ("Царь-рыба", "Пастух и пастушка"), Валентина Григорьевича Распутина ("Живи и помни", "Прощание с Матерой"), Василия Макаровича Шукшина ("Сельские жители", "Любавины", "Я пришел дать вам волю") и другие.
Своеобразное место в данном ряду занимает творчество мастера народного слова, искреннего певца родной земли Василия Шукшина. Писатель родился в 1929 году, в селе Сростки Алтайского края. Благодаря своей малой родине, Шукшин научился ценить землю, труд человека на ней, научился понимать и чувствовать сельскую жизнь. С самого начала творческого пути Василий Шукшин находит новые пути в изображении человека. Его герои непривычны и по своему социальному положению, и по жизненной зрелости, и по нравственному опыту. И как говорил сам Шукшин, его интересовала одна тема: судьба русского крестьянства. Память, размышления о жизни всегда приводили писателя в село, где он видел "острейшие схлесты и конфликты". "Сама потребность взяться за перо лежит, думаю, в душе растревоженной. Трудно найти другую такую побудительную причину, которая заставит человека, что-то знающего, поделиться своим знанием с другими людьми", — писал Шукшин.
Самобытность этого писателя объясняется не только его талантом, но и тем, что он с любовью и уважением рассказал о своих земляках простую правду. Наверное, поэтому герой Шукшина оказался не только незнакомым, а отчасти и непонятным.
Шукшин не выдумывал своего героя, он брал его из жизни. Именно поэтому он непосредственный, порой непредсказуемый: то неожиданно подвиг совершит, то вдруг сбежит из лагеря за три месяца до окончания срока. Сам Шукшин признавался: "Мне интереснее всего исследовать характер человека – не догматика, человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а, следовательно, крайне естествен. Но у него всегда разумная душа". Герои писателя действительно импульсивны и естественны. Они остро и порой непредсказуемо реагируют на унижение человека человеком. Серега Безменов отрубил себе два пальца, когда узнал об измене жены ("Беспалый"). Оскорбил очкарика в магазине хам— продавец, и он впервые в жизни напился и попал в вытрезвитель ("А поутру они проснулись..."). Герои Шукшина могут даже покончить с собой ("Сураз", "Жена мужа в Париж провожала"), потому что они не выдерживают оскорблений, унижений, обиды. Чаще всего поступки героев Шукшина определяют сильнейшее стремление к счастью, к утверждению справедливости ("Осенью"). Василий Шукшин не идеализирует своих странных, "с чудинкой" героев. Но в каждом из них он находит то, что близко ему самому.
Деревенская проза Шукшина отличается глубоким исследованием русского национального характера, характера земледельца. Он показывает, что главное в нем — влечение к земле. Шукшин говорит, что земля для русского человека — это и источник жизни, и связь поколений; и родной дом, и пашня, и степь. Это та самая малая родина с ее реками, дорогами, бесконечным пространством пашни...
Главным героем, в котором воплотился русский национальный характер, стал для Шукшина Степан Разин. Именно ему, его восстанию, посвящен роман Василия Шукшина "Я пришел дать вам волю". Писатель считал, что Степан Разин чем-то близок современному русскому человеку, что его характер является воплощением национальных особенностей нашего народа. И это важное для себя открытие Шукшин хотел донести до читателя.
Крестьянство издавна занимало в России самую главную роль в истории. Не по силе власти, а по духу — крестьянство было движущей силой российской истории. Именно из темных, невежественных крестьян вышли и Стенька Разин, и Емельян Пугачев, и Иван Болотников, именно из-за крестьян, точнее из-за крепостного права, происходила та жестокая борьба, жертвами которой стали и цари, и часть выдающейся русской интеллигенции XIX века. Благодаря этому произведения, освещающие данную тему, занимают особое место в литературе. Василий Шукшин сумел создать в своей прозе новый образ крестьянина. Это человек большой души, он независим и немного чудаковат. Эти качества героев Шукшина и подкупают нас, когда мы читаем его произведения. "Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке", — говорил Василий Шукшин. Творчество самого писателя наглядно доказывает это.
Автор попытался передать те переживания, которые испытывала мать Вити. И я считаю, что это одна из самых удачных попыток. Жизненная трагедия превращается в историю с глубоким идейным смыслом. А самым ярким моментом, раскрывающим основную мысль произведения, стала сцена встречи матери с сыном в тюрьме, когда она приходит к нему на свидание. "У матери в эту минуту было на душе другое: она вдруг совсем перестала понимать, что есть на свете — милиция, прокурор, суд, тюрьма... Рядом сидел ее ребенок, виноватый, беспомощный... И кто же может сейчас отнять его у нее, когда она, никто больше — нужна ему? И действительно, она ему нужна. Он свято чтит свою мать и ни за что не даст ее в обиду. Но еще до встречи ему становится стыдно. Мучительно стыдно. Жалко мать. Он знал, что она придет к нему, пробьется через все законы, — ждал этого и страшился". Он сам боялся ее обидеть.
Настоящие чувства, глубокие и бездонные, сформулировать словесно попросту фантастично. Однако Шукшин применяет язык, понятный простому человеку, язык, который его произведения делает общедоступными для всех категорий читателей. Кроме того, писатель становится на сторону главных героев, и тут центральное место в его произведениях занимает любовь матери, не поддающаяся никаким правилам и законам, хоть оспаривать их тяжело и даже нереально.