Верность идеалам "вольности святой" в поэзии А. С. Пушкина (3 вариант)

Школьное сочинение

Вольнолюбивая лирика занимает важное место в творчестве А. С. Пушкина. В "свой жестокий век" лирический герой его стихотворений страстно провозглашал идеи свободы, освобождение от "гнета власти роковой", призывал к посвящению прекрасных порывов души своей Отчизне.

В январе 1925 года лицейский друг Пушкина И. И. Пущин открыл поэту тайну существования в России общества, готового к свержению самодержавия, и привез ему письмо от руководителя Северного общества К. Ф. Рылеева с призывом воспеть борьбу за вольность. Намечая открытое выступление против деспотического режима, декабристы рассчитывали на первого поэта России как на своего союзника и соратника. Сам Пушкин не был сторонником бунта и революции, но он дружил почти со всеми декабристами. Его стихи, прославлявшие свободу и звавшие к ней, распространяли в обществе взгляды, которые исповедовали декабристы.

Декабристское восстание и его печальный исход не убили страстного пафоса свободы в лирике Пушкина. Поэт остается верным декабристским идеалам и призывает своих современников хранить верность идеям декабристов. Особенно ярко выразились эти мысли в стихотворении "Во глубине сибирских руд...", где автор страстно сочувствует декабристам. Он пытается донести до них свои светлые надежды, что "темницы рухнут — и свобода" их "встретит радостно у входа". А искренняя дружеская поддержка поможет, храня "гордое терпенье", дождаться того момента, когда "оковы тяжкие падут".

Пушкин использует емкие и многозначные образы. Например, "оковы тяжкие" — не только кандалы, но и неволя, рабство, само состояние оторванности от мира, заточение, невозможность продолжать свободную жизнь и служение своим идеалам. Дело декабристов он называет "скорбный труд". В этой фразе одновременно слышатся и гордость, и уважение, и печаль, и сочувствие. Такое сочетание придает образу неповторимость и раскрывает всю глубину чувств поэта. Благородство и возвышенность идеалов декабристов, их "труд" во имя будущего пока не принесли видимых результатов; участь восставших трагична, и потому труд "скорбный". Читая послание в Сибирь, нетрудно сделать вывод об отношении поэта к декабристам и увидеть его веру в бессмертие дела их жизни. Его уверенность в торжестве их революционной идеи, наверное, и есть то главное, что он хотел сказать им в своем послании.

"Свободный глас поэта" дошел до декабристов и позволил им не потерять веры в "любовь и дружество". Пушкин, которого они уважали, когда были свободными, не изменил убеждений, остался верен их общим идеалам.

Из ответа ссыльного поэта-декабриста А. И. Одоевского А. С. Пушкину понятно, что декабристы поняли и оценили и мужественную верность поэта, и смысл его послания. Пушкин выражает уверенность: "Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы...". Одоевский подтверждает: "Струн вещих пламенные звуки до слуха нашего дошли". Пушкин пишет: "Храните гордое терпенье...". Одоевский отвечает: "...цепями, своей судьбой гордимся мы...". В послании читаем: "Не пропадет ваш скорбный труд...". В ответе: "Наш скорбный труд не пропадет...". Пушкин: "Свобода вас примет радостно у входа". Одоевский: "И пламя вновь зажжем свободы... И радостно вздохнут народы". Послание Пушкина явилось для ссыльных декабристов не просто радостной вестью, а стало событием их внутренней жизни, ведь что для человека нет ничего важнее, чем вера в торжество того дела, которому он отдает свою жизнь.

Письмо "И. И. Пущину" проникнуто теми же чувствами. Поэтов связывала дружба еще с лицейских времен. "Мой первый друг, мой друг бесценный!" — обращается Пушкин к Пущину. Он сочувствует ему, сопереживает, желает утешить, готов отдать все свои душевные силы, часть своего сердца, чтобы только облегчить страдания друга. А воспоминания о "лицейских ясных днях" должны согреть его душу дружеским вниманием и "озарить" "заточенье".

Поэзия А. С. Пушкина была отголоском своего времени. После крушения декабрьского восстания пушкинское вольнолюбие помогало людям не терять веры в будущее. Его вольнолюбивая лирика, раскрывающая идеал духовно богатой, свободной личности, высокий гуманизм, величие в борьбе, была знаменем передовых людей той эпохи и продолжает оказывать огромное влияние на формирование духовного мира людей нашего времени.