Роман "Герой нашего времени" — первый русский психологический и реалистический роман в прозе. В центре произведения – "история души человеческой". Лермонтов исследует мысли, порывы, причины и последствия поступков такой сложной личности, как Печорин. В каждой главе автор показывает различные стороны психической жизни героя, рассматривает проявление его инстинктов, страстей, воли, духа, разума. Остальные действующие лица оттеняют характер Печорина – по контрасту и по сходству – и иллюстрируют его размышления о людях.
В "Бэле" показаны горцы – люди страсти в чистом виде. Азамат, Казбич – действенные, волевые, решительные, порывистые натуры. Печорин имеет много общего с этими персонажами.
У горцев Азамата и Казбича наследственная традиционная страсть к лошадям. "В первый раз, как я увидел твоего коня… в моей душе сделалось что-то непонятное, и с тех пор все мне опостылело… Я умру, Казбич, если ты мне не продашь его! – сказал Азамат дрожащим голосом". Так порабощен своим желанием иметь чудесного коня пятнадцатилетний мальчик. Взрослый горец переживает такие же сильные чувства. Вот как он рассказывает о погоне казаков за его Карагезом, в то время как сам он был вынужден притаиться на дне оврага: "… я слышал, как они бросились ловить моего коня. Сердце мое облилось кровью…" Потерю любимого коня Казбич воспринимает как трагедию: он "… повалился на бок и зарыдал, как ребенок…" Максим Максимыч, потрясенный силой страданий горца, сочувственно рассказывает, как Казбич "… никого не замечал… лежал себе ничком, как мертвый. Поверите ли, он так пролежал до поздней ночи и целую ночь?.." Как и "дети природы", Печорин тоже способен страстно увлечься. Он действительно полюбил Бэлу, а после ее смерти "был долго нездоров".
Главного героя с горцами сближает то, что ради удовлетворения своих прихотей они идут на все, проявляя при этом не только отчаянную смелость, решимость, но и дерзость, жестокость, коварство. И Печорин, и горцы – похитители. Григорий Александрович помогает Азамату украсть коня, а Азамат содействует похищению Бэлы. Казбич, убивая Бэлу, мстит обоим и за коня, и за девушку.
В Печорине живут те же инстинкты, что и у горцев. Он не боится опасностей, риска, упрямо добивается поставленной цели, не может отступать от своих желаний. Печорин говорит о Бэле: "Дьявол, а не женщина!.. только я вам даю мое честное слово, что она будет моя…" Препятствия только распаляют Печорина. Он, как азартный игрок, делает последнюю ставку в игре с Бэлой: "Я виноват перед тобой и должен наказать себя; прощай…" Максим Максимыч, тайно наблюдавший эту сцену, видел, как Печорин дрожал, и понимал, что он непременно осуществит задуманное. А когда Казбич на глазах у офицеров мчался на коне с похищенной Бэлой в седле, "Григорий Александрович взвизгнул не хуже любого чеченца".
Итак, в Печорине живет и джигит, и охотник. Не случайно автор отмечает, что Печорин был вынослив, как горец, и "ходил на кабана один на один". Смысл сопоставления главного героя с Азаматом и Казбичем в том, что дикие нравы горцев в какой-то степени можно оправдать силой обычаев, традицией, наследственностью, особенностями темперамента. Печорина же нужно осудить за то, что он охотится не только на кабана, но и на человеческие сердца. Главный герой – человек, умеющий играть на чувствах людей. Он научился использовать окружающих для удовлетворения своих капризов. Печорин не имеет никаких нравственных ограничений.
В среде простых людей Печорин показан как разрушитель. Именно он толкает на путь преступлений Казбича и Азамата. Своей игрой на недостатках людей главный герой увеличивает зло: Азамат убегает из дома, побоявшись мести Казбича. Отец Бэлы теряет покой после исчезновения сына и дочери, а затем погибает от руки все того же Казбича. Автор представляет нам чеченца как убийцу. Однако все его кровавые дела предопределены действиями Печорина. Я думаю, что даже в физической смерти Бэлы больше виноват Печорин. Именно из-за его поспешного выстрела Максим Максимычу не удалось захватить Казбича, и тот ударил Бэлу кинжалом. Печорин сам никого не убивает, но страшнее то, что это убийца интеллектуальный. Герой грубо вторгается в чужую жизнь и приносит людям несчастья.
Не случайно глава романа названа именем горянки. Образ Бэлы – один из самых ярких и трагических женских образов романа. Это глубокая, цельная натура. В Бэле есть то, чего не хватает Печорину. Она обрела смысл жизни в любви, а Печорин так и не понял своего предназначения. Страсть Печорина – инстинктивное влечение, а порывы сердца девушки глубоко человечны и разумны. Верность в чувствах и постоянство Бэлы выгодно отличают ее от Печорина, который не способен на самозабвенную любовь. И дело даже не в том, что между героями существует социальная и интеллектуальная пропасть. Лермонтов показывает, как морально искалечен "герой нашего времени", ведь он сам признается: "я любил для себя, для собственного удовольствия…"
Я думаю, что автор осуждает крайний индивидуализм и эгоизм своего героя. Печорин так объясняет свое охлаждение к Бэле: "Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой". Однако за ошибки и эксперименты главного героя расплачиваются живые сердца