Так уж случилось, что в большинстве литературных произведений главными героями становятся мужчины. Но наша жизнь — это переплетение человеческих судеб. И конечно, в литературе совершенно невозможно обойтись лишь "сильными мира сего".
Как и у любого автора, женские образы у Солженицына имеют свои характерные особенности. Но, как известно, одинаковых людей не бывает, поэтому каждая женщина в его книгах — отдельная судьба.
В таком объемном произведении, как "В круге первом", написанном в основном о мужских судьбах, женщины играют роль верных подруг, вольных, в отличие от мужчин, но не свободных по разным причинам. Солженицынские героини поражают глубиной своей души. И Симочка, и Клара, большинство других героинь некрасивы внешне. Автор и его герои любят их за внутренний мир. Героини Солженицына как бы "не от мира сего". Часто они одиноки, их не понимают даже самые близкие люди. Они редко находят себе собеседников, которые смогли бы проникнуться к ним соучастием, выслушать и понять. Клару считает странной даже ее отец. И вдруг случается чудо. Она находит родственную душу в Иннокентии Володине, чрезвычайно умном, много знавшем и видевшем, глубоком человеке, который и сам является странноватым даже для собственной жены. "... Много вопросов набралось у Клары, на которые вот Иннокентий мог бы и ответить!" Вообще, эта девушка, как и Симочка, находит теплоту и душевное взаимопонимание среди людей, научившихся ценить и разгадывать внутренний мир других, несмотря на поверхностные взгляды, видеть душевную красоту. Как уже было сказано, женщины у Солженицына не имеют внешней привлекательности, и все внимание направлено на внутренний мир, образ жизни, мыслей, действий.
Рассказ "Матренин двор" написан целиком о женщине. Несмотря на множество не связанных с нею событий, Матрена является главным действующим лицом. Вокруг нее развивается сюжет рассказа. И эта пожилая женщина имеет много общего с молодыми девушками из романа "В круге первом". В ее внешности есть, да и было в молодости, что-то нелепое, странное. Чужая среди своих, она жила в своем собственном мире. Осуждаемая, непонятая, не такая, как все. "В самом деле! — ведь поросенок-то в каждой избе! А у нее не было!.."
У Матрены непростая трагическая судьба. И тем сильнее становится ее образ, чем больше раскрываются тяготы ее жизни: несчастная молодость, беспокойная старость. У нее нет тяги к философским рассуждениям. Но зато сколько доброты и жизнелюбия! В конце произведения автор говорит о своей героине слова, характеризующие ее назначение: "Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша".
Есть у Солженицына женские образы, как бы противопоставленные верным женам заключенных, девушкам с глубокой душой и праведной труженице. Так, совсем непохожие на свою сестру Дабнара и Динера, красавицы, жившие в спокойном благополучии всеобщего благоговения, не вызывают симпатии автора: за их внешней оболочкой, в общем, ничего не стоит. Во всяком случае, им далеко до "странной" Клары с ее одухотворенностью, богатством мыслей. Они легкомысленны и приземленны, хотя и прекрасны внешне.
Такого рода женские образы проскальзывают в произведениях, подчеркивая прелесть высоко духовных героинь и свою внутреннюю непривлекательность. Их порой больше, как, например, соседок и родственниц Матрены, лицемерных и расчетливых. Но количеством подчеркнута не их правота, а скорее наоборот: все они незаметные тени или просто кричащая толпа.
Сам автор, пройдя сложный жизненный путь, повидав много разных людей, создал образ женщины, которая поддержит и поймет, воспримет тебя таким, каков ты есть. Солженицын упоминает "праведника" в рассказе "Матренин двор", и не случайно. Это относится ко всем положительным героиням. Ведь все они умели смириться и в то же время оставаться борцами — борцами за жизнь, за доброту и духовность, не забывая о человечности и нравственности.