Пьер Безухов — один из самых любимых героев Л.Н. Толстого. Его духовные поиски носят вселенский характер и в метафизическом плане романа этот образ является ключевым для понимания смысла великой эпопеи.
Одним из ценных качеств человека Л.Н. Толстой считал способность к внутреннему изменению, стремление к самосовершенствованию. Поэтому мы видим, что его любимые герои — Наташа Ростова, князь Андрей Болконский, Пьер Безухов — меняются, эволюционируют, а противопоставленные им образы статичны.
Пьер — натура эмоциональная и мечтательная. Он умный, исключительно добрый, но в то же время рассеянный и слабохарактерный человек. Его главная цель — поиск "согласия с самим собой", спокойной гармоничной жизни, которая приносила бы ему моральное удовлетворение, но сама его жизнь при этом полна взлетов и падений, радостных надежд и горьких разочарований.
От природы Пьер чересчур податлив, мягок, склонен к сомнениям, поэтому светская жизнь а ее соблазнами затягивает его, он становится ведом ею, погрязая в кутежах и разгулах, но в то же время понимает никчемность такой жизни. С ужасом Пьер обнаруживает, что из многообещающего молодого человека превратился в обыкновенного помещика-трутня: "Все в нем самом и вокруг него представилось ему запутанным, бессмысленным и отвратительным".
Безухов находится в постоянном поиске правды жизни, смысла человеческого существования. Те вопросы, о которых иные даже не задумывались, ему, напротив, не давали покоя. Бесконечные духовные искания привели его в масонскую ложу. Все, что говорили ее представители, казалось Пьеру тогда истиной в последней инстанции, несмотря на то что многое из окружавшей их сложной символики было ему малопонятно. Масонство, как и все для Пьера, не маска и не средство для продвижения вверх по служебной лестнице, — вся душевная работа предшествующих лет вылилась в искреннее и сильное чувство причастности к "огромному гармоническому целому". Это была счастливая пора в его жизни, когда он видел смысл существования в религиозной истине. "Надо жить, надо любить, надо верить", — говорит он своему другу Болконскому в Богучарове. Но позднее Пьер переживает разочарование в масонстве, понимая его фальшь и неискренность.
Война 1812 года, сломавшая все прежние устои, ставшая испытанием для каждой отдельной личности, не минула и Пьера, прервав его бесцельную жизнь. С радостью бросает он "богатство, удобство, комфорт, составляющий счастье многих людей в мирное время", и идет на войну.
Кульминацией романа стало изображение Бородинского сражения. И в жизни Пьера Безухова — это тоже решающий момент. Он, не будучи военным, принимает участие в сражении. Его глазами Толстой передает свое понимание исторической жизни России.
Пьер задумал убить Наполеона и с этой целью остается в Москве, но попадает в плен. В плену он встречается с Платоном Каратаевым, и знакомство это ознаменовало сближение любимого героя Толстого с народом. В плену он "...узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей..."
Испытывая физические лишения, Пьер с каждым днем становился все счастливее и счастливее, так как понял, что жить на свете — огромное счастье. Пьер всегда искал смысл жизни: "Он искал его в филантропии, в масонстве, в рассеянности светской жизни, в вине, в геройском подвиге, самопожертвовании, в романтической любви к Наташе. Он искал это путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его". И вот, наконец, благодаря Платону этот вопрос разрешен. Пьер обретает "те спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде".
В эпилоге лишь подтверждается тот урок, который Пьер усвоил во время Отечественной войны 1812 года. Непосредственность, одухотворенная чувственность Наташи сходны с народной чуткостью и отзывчивостью Платона Каратаева, недаром Пьер замечает своей молодой жене, что Каратаев, будь он жив сейчас, одобрил бы их семейную жизнь. "Он так желал видеть во всем благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью показал бы ему нас", — говорит герой, но на вопрос Наташи: "А одобрил бы он тебя сейчас?" — отвечает отрицательно. Пьер возвращается к своим духовным исканиям "путем мысли". Благообразие, воспринятое от Каратаева, удержалось в семейной жизни Безуховых. В отличие от мертвой сущности первой жены Пьера, Элен, Наташа — духовно богатая личность, воплощение главного достоинства женщины — способности любить, понимать, чувствовать. Она "растворилась" в своем муже, искренне жила его интересами. Семья, показанная в эпилоге Толстым, — маленькая модель мира, без которой невозможно существование. Сведя под крышей одного дома Болконских, Ростовых и Пьера Безухова, Толстой подчеркивает свою главную мысль: семья является высшей формой духовного единения людей.
Мы узнаем, что Пьер бесконечно счастлив, но выказывает желание вступить в тайное общество. Таким образом, автор дает нам понять, что ничего еще не решено окончательно, рано подводить итог. Да и невозможно, ведь жизнь не стоит на месте. Жизнь героя показана в динамике, в беспрестанном движении. Главное противоречие вновь звучит в финале романа — противоречие между жизнью сознательной и жизнью непосредственной, жизнью разумом и жизнью сердцем.
Пьер не останавливается на достигнутом, он продолжает искать что-то новое. Но теперь идет уже не каратаевским, а своим собственным путем: "Он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем... и радостно ощущал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь. И чем ближе он смотрел, тем больше он был спокоен и счастлив".