Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.
Такую участь пророчил сатирикам Н. А. Некрасов. И в этих строках поэта отражен весь драматизм жизненного и творческого пути тех, кто, сталкиваясь постоянно с общественным злом и несправедливостью, все же сохранял в своей душе огромную силу утверждения, глубокую веру в идеал. Да, искусство сатиры по природе своей драматично. Но в осуждении писателями зла и жестокости обязательно кроется любовь к добру, негодование на общественные пороки всегда предполагает надежду на их искоренение. Эту же мысль утверждал в свое время и Ф.М. Достоевский, говоря: "...С какой, например, силой эта способность осуждения, самобичевания проявилась в Гоголе, Щедрине и всей отрицательной литературе, которая гораздо живучее, жизненней, чем положительнейшая литература времен очаковских и покорения Крыма..." Осуждая болезни общества, писатель надеется найти отклик в тех душах, которые еще способны увидеть эти болезни, подняться на борьбу с ними и обязательно победить.
М.Е. Салтыков-Щедрин является одним из наиболее выдающихся писателей-сатириков, творчество которых и в наши дни остается актуальным и заставляет задуматься над нашими недостатками и пороками. Заставляет задуматься тот стиль, с помощью которого Щедрин так остро и так точно выставлял напоказ самые ничтожные и жалкие черты человека и общества в целом. Наиболее ярко эта способность писателя проявилась в "Истории одного города".
В центре произведения — сатирическое изображение взаимоотношений власти и народа. Рассказывая историю вымышленного города Глупова, Салтыков-Щедрин ставит перед собой цель — создать обобщенный образ России, в котором соединились бы вековые слабости народа, коренные пороки русской государственной и общественной жизни,
Сменяются правители-самодуры, но ничего в жизни города существенно не меняется. И народ все так же безропотно и покорно готов принимать волю любых градоначальников.
"Запорю!" — с этого грозного окрика, отражающего основной метод управления в городе, начинается глуповское государство. При этом одни градоначальники секут людей "абсолютно", другие объясняют такую необходимость "требованиями цивилизации", третьи доводят народ до состояния, когда люди сами желают быть высеченными. Естественно, автор не мог придать подобным правителям человеческий облик — настолько бесчеловечными являлись их поступки. Отсюда и появляются сатирические образы василиска Бородавкина, который прославился тем, что насадил повсеместно горчицу и персидскую ромашку; Онуфрия Негодяева, при жизни настроившего себе монументов; Брудастого, в голове которого вместо мозга действует нечто вроде шарманки; Прыща с фаршированной головой и других градоначальников, в образах которых дана яркая сатирическая характеристика государственного строя тех времен.
Но все это могло бы казаться смешным, если бы не было таким грустным. Особенно горько сознавать, что люди согласны терпеть все издевательства самодуров-начальников, меняя лишь формы покорности — от бессознательного подчинения до трепета, исполненного полного доверия. В "Истории одного города" автор дает характеристику наиболее слабых сторон народного мироощущения, показывает, что народная масса политически безграмотна и наивна, что ей свойственна слепая вера в верховную власть и привычка подчиняться. "Мы люди привышные! — говорят глуповцы. — Мы претерпеть могим..." В этих словах заключается основа сознания горожан.
В сатирическом свете предстают в произведении Щедрина и глуповские либералы, характерными признаками которых является мечтательность и совершенное незнание путей осуществления своих мечтаний. Поэтому судьбы их складываются более чем трагично.
С помощью сатирически выразительных средств писатель бичует пороки класса власть имущих, но смех Салтыкова-Щедрина горек: ему больно видеть пассивность и врожденное холопство народа. И все же есть в нем высокая вера в то, что все, наконец, предстанет в истинном свете, и тогда откроются глаза людей на несправедливость и зло, царящее в мире, и народ обязательно восстанет против насилия и жестокости власти. А ведь это и есть основная задача любого писателя, тем более — писателя-сатирика.