"Бесконечная тянется дорога, и на нее, вслед промчавшейся тройке, с тоскою глядит красивая девушка, придорожный цветок, который сомнется под тяжелым, грубым колесом. Другая дорога, уходящая в зимний лес, и близ нее замерзающая женщина, для которой смерть — великое благословение... опять бесконечная тянется дорога, та страшная, которую народ прозвал проторенной цепями, и по ней, под холодной далекой луной, в мерзлой кибитке, спешит к своему изгнаннику-мужу русская женщина, от роскоши и неги в холод и проклятие", — эти слова К. Бальмонта наиболее ярко и точно отображают широту охвата судьбы русской женщины в поэзии Некрасова, его отношение к "величавой славянке".
В стихотворениях Некрасова и крестьянин, и ямщик, и разночинец-бедняк приобретали свое лицо, индивидуальное, яркое, неповторимое, свой голос. Но наиболее волнующим, заставляющим звенеть все струны души человеческой, становится голос русской женщины.
"Величавая славянка" стала героиней многих стихотворений и поэм Некрасова. Русская женщина предстает перед нами во всем своем гордом величии, во всей своей красе, во всем многообразии характеров и судеб. Именно она, русская женщина, будь то простая крестьянка или княгиня, является героиней лучших произведений Некрасова, таких, например, как поэмы "Мороз, Красный нос" и "Русские женщины". Эти произведения проникнуты глубоким состраданием к женской доле. Вместе с русской женщиной поэт страдает и от непосильного труда, и от невыносимых моральных унижений.
Но, несмотря на различие в происхождении, всех героинь объединяет главное — красота души, сила духа, самоотверженность, гордость, стойкость во всех жизненных испытаниях. Именно породненность в страдании, самоотвержение, великие душевные силы роднят и "величавую славянку" Дарью, и "мужичку" Марию Волконскую.
В образах женщин-крестьянок поэзии Некрасова воплотились народные представления о настоящей красавице — статной, высокой, румяной, трудолюбивой. Но представляя читателю истории своих героинь, поэт не просто ведет рассказ об их жизни, а описывает общий национальный тип. Потому и появляется на страницах его произведений такое многообразие характеристик, насыщенность определениями и их контрастность: от бытового "баба" до величественного "красивая и мощная славянка", простонародного "матка" до торжественного "женщина русской земли".
Образ "величавой славянки" наиболее полно воплотился в героине поэмы "Кому на Руси жить хорошо" — Матрене Тимофеевне. Она предстает перед нами умной, самоотверженной, трудолюбивой женщиной, носящей "гневное" сердце в груди, помнящей о "неоплаченных" обидах, женщиной с сильным характером, который складывался по мере преодоления жизненных трудностей. А трудностей на пути русской женщины очень много. Вспомним хотя бы беды, выпавшие на долю Дарьи, героини поэмы "Мороз, Красный нос". Голод, холод, душевные и физические муки, смерть мужа. Но и в минуты тяжелых испытаний не о себе думает женщина — она обращается мыслями к мужу:
Едет он, зябнет... а я-то, печальная,
Из волокнистого льну,
Словно дорога его чужедальная,
Долгую нитку тяну...
За смертью мужа Дарью подстерегает и собственная гибель, но она справляется и с этим испытанием — справляется с помощью великого русского сердца, с помощью всеобъемлющей любви. Даже умирая, она с любовью обращается к Проклу и детям, она прославляет крестьянский труд на вечной ниве:
И Даръюшка долго смотрела,
От солнца рукой заслонясь,
Как дети с отцом приближались
К дымящейся риге своей,
И ей из снопов улыбались
Румяные лица детей...
Жизненные трудности закаляют и характеры героинь поэм Некрасова "Княгиня Трубецкая" и "Княгиня Волконская". Общаясь с народом, с простыми людьми, они начинают осознавать святость того дела, за которое пострадали их мужья, и это придает им силы.
Княгиня Трубецкая мужественно преодолевает трудности, встречающиеся на ее пути.
Одной из самых ярких иллюстраций может служить сцена разговора с губернатором, стращающим княгиню уготованными ей в Сибири бедами. Он старается сломить ее дух
Острожным жестким сухарем
И жизнью взаперти,
Позором, ужасом, трудом
Этапного пути...
Но доводы губернатора не способны остановить княгиню. Они бессильны перед ее горячей верой, перед ее мужеством и силой духа, перед ее самоотверженной готовностью исполнить свой долг. Для княгини Трубецкой, несмотря на ее молодость и привычку к роскоши, служение высшей цели, исполнение святой обязанности — выше всего личного.
В поэме "Княгиня Волконская" о горькой судьбе и лишениях мы узнаем из уст самой героини. И потому глубина ее страданий трогает нас. Этой молодой женщине предстоит преодолевать не только физические лишения, но и моральные. Она вынуждена даже перед родным отцом, считающим ее поступок в высшей степени безрассудным, отстаивать принятое решение и доказывать необходимость исполнения долга перед супругом, данным ей Господом:
Делить с ним радость,
Делить и тюрьму
Должна я, так небу угодно!
В поэме "Русские женщины" Н. А. Некрасов создал замечательный образ "величавой славянки", верной долгу, поражающей своей цельностью и целеустремленностью.
Как видим, какими бы разными ни были героини поэзии Некрасова, как бы ни отличались их судьбы и характеры, все они удивляют и восхищают своей внутренней силой, стойкостью, истинно русской красотой — красотой одухотворенной, которая идет из глубины самого сердца "величавой славянки". И мастерство автора невероятно ярко проявилось именно в умении передать эту силу и эту красоту.
Важно, что первоначальное название поэмы "Декабристки" Некрасов заменил на "Русские женщины", подчеркнув тем самым, что стойкость, героизм, сила духа и нравственная красота присущи всем русским женщинам испокон веков, независимо от их звания и положения в обществе.
До Некрасова в литературе не было такого правдивого, глубоко прочувствованного и многостороннего отражения судеб русских женщин — "величавых славянок".