...Базаровские размышления о жиз-
ни и смерти, о вечности и человече-
ском ничтожестве близки авторским раздумьям, а через автора — мыслям Паскаля.
А.И. Батюто
Читая роман выдающегося русского писателя И.С. Тургенева "Отцы и дети", мы с первых же страниц понимаем, насколько сложным и неоднозначным на самом деле является отношение автора к главному герою — Евгению Базарову. Перед нами не идеальный человек и в то же время не отрицательный герой. Поддаваясь чувствам писателя, мы тоже начинаем то осуждать Евгения, то испытывать к нему искреннее сочувствие. Сам Тургенев так писал о созданном им образе: "Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу!" И все же мне кажется, что сейчас можно сказать довольно определенно, что ненависти-то в Отношении автора к его герою нет совершенно. Осуждение — да, порой — непонимание. Но не ненависть, не злоба. И это подтверждают другие слова писателя: "...При сочинении Базарова я не только не сердился на него, но чувствовал к нему "влеченье, род недуга". И это понятно, ведь знакомясь ближе с романом Тургенева, мы сами начинаем испытывать симпатию к главному герою.
Евгению Базарову чужды компромиссы, он не испытывает эгоистического чувства самосохранения. Самоотверженно выступая против духовного застоя и подверженности устоявшимся принципам, Базаров мечтает о совершенно новом типе культуры, новых общественных отношениях. И разве не увлекает, не восхищает любого человека такая высокая идея — переделать мир, возродить душу человека, вдохнуть в нее живую энергию. Эта идея вдохновляет и самого автора. Вместе со своим героем он протестует против идеологии консерватизма и либерализма, против барского деспотизма, рабской психологии, наивных идеалов. В этом отношении Тургенев восхищается Базаровым — человеком, решившимся в одиночку противостоять всему своему окружению. Евгений бросает своеобразный вызов обществу, отрицая все традиции и устои. Не случайно его называют нигилистом. "Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру", — говорит Аркадий, отображая саму сущность образа Базарова. Да, герой Тургенева не признает авторитетов. Более того, он считает жизнь несовершенной и стремится к разрушению отживших идеалов, к свержению эгоистически замкнутой "барской" культуры, устаревших моральных догм. "Исправьте общество, и болезней не будет", — утверждает Базаров, объясняя все нравственные различия человечества "безобразным состоянием общества". И автор во многом согласен с героем, ему близки взгляды Евгения. Хотя далеко не все убеждения Базарова Тургенев полностью разделяет.
Вспомним разговор Евгения Базарова с Одинцовой. "Вы не предполагаете во мне художественного смысла — да, во мне действительно его нет, но эти виды могли меня заинтересовать с точки зрения геологической", — говорит герой Тургенева, рассматривая альбом Саксонской Швейцарии. То есть, для него не существует искусства, если оно не представляет материального, научного интереса. А утверждение, что "Рафаэль гроша медного не стоит", что "Природа не храм, а человек в ней работник"! Да такие мысли вызывают не только осуждение, но и возмущение! Базаров откровенно смеется над увлечением музыкой, чтение Пушкина считает ерундой, даже любовь для него не больше чем "романтизм, чепуха, гниль, художество". Разве не чудовищно сравнение романтизма и художества с "гнилью"?! Разумеется, таких убеждений Евгения Тургенев ни понять, ни принять, ни оправдать не может. Автору глубоко чужды утилитарные представления об искусстве. Между тем он сознательно наделяет подобными качествами своего героя. Дело в том, что писатель стремился создать правдивый образ молодого человека того времени, а в среде некоторой части разночинцев (к которым и относится Базаров) часто прослеживалось негативное отношение не только к художественному творчеству, искусству, но и ко многим романтическим чувствам, естественным для человека.
Подчеркивая свое неприятие данной стороны образа Базарова, автор заставляет героя самого прийти к пониманию ошибочности своих суждений. Именно с этой целью показана в романе история любви Евгения к Одинцовой, и трагедия, их разрыва. Базаров, отрицавший любовь вообще, внезапно сам оказывается всерьез охваченным этим чувством. В страстном порыве он признается: "Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно". Неоднозначны все переживания героя. В нем все еще происходит борьба между убеждениями и новыми, неведомыми ему ощущениями. И все же в любовном конфликте Базаров преображается. Страстная напряженность, сила и цельность его чувств заставляют нас, как и самого автора, преклоняться перед героем.
Нравственная победа Евгения над эгоистичной женщиной открывает перед нами новые грани его души. Мы видим способность Базарова к глубоко критичному самоанализу и переосмыслению былых убеждений. Теперь Тургенев снова восхищается душевной силой своего героя.
Но есть и еще одна сторона авторского отношения к Евгению Базарову. Писатель с сожалением говорит о бесславности, бесполезности жизненной силы и энергии героя. Наиболее выражена эта мысль в последних глазах романа. "Жаль погибшей, напрасно потраченной, силы", — эти слова Тургенева, сказанные после смерти Добролюбова, в полной мере относятся и к герою "Отцов и детей". "Вы посмотрите, что за корни! Эдакая сила у Евгения!" — восклицает Василий Иванович Базаров. Но вслед за этим следует история заражения Евгения при вскрытии трупа и картины бесславного угасания этой силы. Авторское сопереживание герою особенно ярко проявляется при описании последних дней Базарова. Как помешанные ходят старики-родители; резким контрастом выступает свежесть и красота. Одинцовой рядом, с "воспаленным и в то же время мертвым лицом с мутными глазами" Евгения. А. сколько боли; и страдания в словах самого героя, сознающего близость собственной смерти и бесполезность прожитой жизни: "Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущем"; "Я нужен России... Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?"
Да, отношение писателя к главному герою романа " Отцы и дети" очень не простое. Автор разделяет его взгляды там, где Базаров клеймит насмешкой отвлеченные, устаревшие, пустые "принсипы". И в этом случае герой побеждает. Но когда, дело касается утонченных переживаний и восприятия прекрасного, которого Евгений не хочет понимать, Тургенев осуждает его и обрекает на провал. Но все же создатель "Отцов и детей" дает герою шанс осознать ошибочность своих взглядов и убеждений, возродить в своей душе все высокое и светлое, что в ней, несомненно, есть. Для этого автор подвергает Базарова тяжелым испытаниям и даже приводит к трагической гибели. Для чего? Возможно для того, чтобы люди, подобные Евгению, пока, не поздно, как можно глубже и острее увидели свои заблуждения и поспешили сделать выводы...