Валерия Яковлевича Брюсова я считаю одним из самых интересных личностей в литературе конца XIX — начала XX века. Прежде всего, этот поэт выделяется своей богатой культурой, обширнейшими знаниями, многогранностью интересов. "Если бы мне иметь сто жизней, — говорил Брюсов, — они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня!"
Поэт-прозаик, драматург, редактор, историк, филолог, лингвист, до конца жизни занимался не только точными науками, но и философией, увлекался достижениями науки. Брюсов с малых лет увлекался идеей покорения космоса:
Верю, дерзкий, ты поставишь
Над землей ряды ветрил,
Ты по прихоти направишь
Бег в пространстве меж светил.
("Хвала человеку")
Брюсов знал более 20 языков и был талантливым переводчиком, пропагандируя лучшие произведения мировой литературы. Вся Европа от Дублина до Еревана, от Стокгольма до Рима, от Рижского взморья до Пиренейского полуострова, от Исландии до России была воспета им:
Европа старая, вместившая так много
Разнообразия, величий, красоты!
Храм множества богов, храм нынешнего Бога,
Пока Земля жива, нет, не исчезнешь ты.
Свою литературную деятельность Брюсов начал как последователь русского символизма. Русский символизм был прочно связан в читательском представлении с туманностью чувств, красок, с мистицизмом. У Брюсова можно встретить немало стихов, где поэтизируется одиночество человека в людском море. Но все же Брюсову свойственна четкая картинность, живописность в передаче жизненных впечатлений и исторических образов.
Стремясь возродить культуру стиха, в значительной мере утраченную, он счел необходимым обратиться к мифологическим мотивам и историческим сюжетам. И он начал работу по воссозданию образов людей, существующих в действительности, и образов, сохранившихся лишь в преданиях и легендах.
В стихах Брюсова постоянны персонажи греческих мифов. Имена Дедала и Икара, Деметры, Афродиты, Зевса, Ариадны, Одиссея и других богов и героев античности составляют своеобразный "пантеон" брюсовской поэзии. Но иногда, сохраняя в целом художественную символику, поэт по-своему изменяет образ, углубляет его психологически.
Стихи первых сборников ошеломляли своей необычностью, дразнили воображение непривычными образами и даже пугали читателя. За всеми этими внешними эффектами было неприятие мира унылого бытия, мещанского благополучия, вялого либерализма.
В конце 90-х годов происходят значительные перемены в модернистских течениях литературы. В 1899 году вышел первый номер журнала "Мир искусства", в 1901 году в Москве возникает издательство "Скорпион". Вокруг этого издательства сгруппировались литераторы, тяготеющие к "новой поэзии". Одной из первых книг, выпущенных "Скорпионом", стал сборник Брюсова "Третья стража".
Древняя Ассирия, Двуречье, Египет, Греция, Рим, средневековье, наполеоновская эпопея проходят перед глазами читателя. Героями Брюсова движет или личная жажда познания, или страсть к власти. Никому их них не свойственно чувство служения людям. Но сила характера поднимает их над заурядностью. Поэтому Горький критиковал поэта за холодность его красок, музейную глянцевитость его героев.
Многие стихи Брюсова посвящены урбанистической теме: городской жизни, городскому пейзажу. Часто он любуется городом, но это не заглушает для него диссонансов жизни. Город подчиняет себе человека, подавляет его, делает беззащитным и слабым. Его начинает преследовать видение мертвого города, конца света, обреченности жизни.
Общественный темперамент Брюсова разворачивается в полную силу после Октябрьской революции. Когда значительная часть интеллигенции отшатнулась от большевиков, Брюсов встал на сторону революции. Он становится активным строителем новой жизни, ведет большую работу по организации издательского дела, подготовке литературных кадров, налаживанию литературной жизни в молодой Советской стране.
Брюсов продолжает писать стихи на исторические темы, сравнивая происходящее с переломными моментами жизни России:
Но вслушайся: в гуле орудий,
Под проклятья, под вопли, под гром,
Не дружно ли, общей грудью,
Мы новые гимны поем?
("Третья осень")
Конечно, революционные преобразования неоднозначно отражались в поэзии Брюсова. Но вера в светлое будущее России звучала ясно:
Эй, ветер, ветер! Поведай,
Что в распрях, в тоске, в нищете
Идет к заповедным победам
Вся Россия, верна мечте;
Что прежняя сила жива в ней,
Что, уже торжествуя, она
За собой все властней, все державней
Земные ведет племена!
В декабре 1923 года Брюсову исполнилось пятьдесят лет. В день юбилея в Большом театре состоялось торжественное заседание. Событие по тем временам необычное. Это была дань уважения, которое отдавало молодое Советское правительство маститому поэту.
Поэт был полон замыслов, но реализовать их ему не было суждено. Меньше чем через год после полувекового юбилея его не стало. 9 октября 1924 года он умер.
Сложным был путь Брюсова в русской литературе. Но он смог создать книги высокого словесного мастерства. В фундаменте нашей культуры есть камень, положенный этим великолепным поэтом. Перечитывая книги Брюсова, мы переживаем ярчайшие мгновения, видим обзор всеобщей истории в ее поворотные моменты, слышим голоса героев, мудрецов, поэтов… Мы прикасаемся к прошлому России, озаренному вспышками грозовых молний.