Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездумный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф. Тютчев
Лирика — один из основных литературных родов, предмет отображения которого — внутренний мир, собственное "я" поэта. В лирике любое явление и событие жизни, способные воздействовать на духовный мир человека, воспроизводятся в форме непосредственного переживания поэта, определенного состояния его характера. Этому роду литературы доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. С обращения к лирике начался творческий путь Лермонтова. Он создавал лирические произведения во все периоды своей короткой жизни. Однако лирика Лермонтова не оставалась неизменной: она непрерывно пополнялась новым содержанием и совершенствовалась в художественном отношении.
Природа в творчестве Лермонтова всегда была символом свободы. В своих стихотворениях и поэмах он воспевал природу Кавказа. То были романтические зарисовки, поражавшие читателя необычными красками. Лермонтов делится с нами своими мыслями, рассказывает о своих радостях и печалях, восторгах и скорби, вызванных теми или иными событиями личной или общественной жизни.
В лирике Лермонтова звучит постоянное обращение к природе, помогающее раскрыть единство душевного мира лирического героя и мира природы. Лирический герой поэта в своем одиночестве тянется к природе, умеет видеть ее красоту. Природа словно подчеркивает одиночество лирического героя. Одиноко растет "на севере диком" сосна, мечтая о далекой пальме; одиноким остается утес-великан в стихотворении "Утес".
В раннем стихотворении "Осень" чуть ли не ученически воспроизведены основные детали пейзажа: тут и пожелтевшие листья, и мрачная зелень елей, и туман, сквозь который проглядывает тусклый месяц, и воспоминание о летнем многоцветье, и сожаление об ушедшей весне с ее радостями. В сущности это описание того чувства утраты, которое охватывает человека поздней осенью при созерцании увядающей природы. Но здесь описание природы и само чувство грусти переданы приблизительно, без указания конкретных примет эпохи или без связи с особенными событиями в жизни лирического героя.
По мере того как мужал Лермонтов, содержание лирических произведений о природе обогащалось. В них начинают появляться не только элегические или патриотические, но и откровенно политические мотивы, а также философские раздумья о важнейших проблемах. Так, в небольшой зарисовке "Когда волнуется желтеющая нива..." поэт выразил целую концепцию бытия.
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка.
Пейзаж словно бы заслонил всевозможные житейские дрязги, влил в душу успокоение и вызвал уверенность. Жизнь природы представляется гармоничной, и это помогает преодолеть противоречия духовной жизни человека. Природа познается поэтом как источник прекрасного, разлитого повсюду вокруг нас, и как воплощение целесообразного.
Но разве человек не дитя природы? И почему человеческое общество должно выпадать из-под власти всеобщих законов бытия?
Так созерцание природы помогает поэту уяснить, что высшая целесообразность и красота должны восторжествовать и в человеческом обществе. Ведь не для одних же страданий родился человек? Иначе зачем природа или Творец наделили его чувством справедливости, стремлением к правде и жаждой счастья? Желтеющая нива, лес, порыв ветра, ландыш серебристый — все это не разрозненные и тем более не изолированные явления. Это грани цельного бытия.
Лермонтов умел одухотворять, оживлять природу: утес, тучи, дубовый листок, пальма, сосна, дружные волны наделены у него человеческими страстями, им ведомы и радость встреч, и горечь разлук, и неутолимая грусть.
К 1841 году лирика Лермонтова достигла высшего расцвета. В последний год жизни поэт создал ряд произведений удивительного мастерства. Среди них особое место занимают "Родина", "Прощай, немытая Россия", "Выхожу один я на дорогу". Природа здесь символизирует образ Родины. В стихотворении "Выхожу один я на дорогу" пейзаж занимает всего пять строк из двадцати. Причем это очень необычный пейзаж, имеющий символическое значение. Вся картина жизни лирического героя представлена на космическом фоне и оттого приобретает вид сложного образа-символа, напоминающего о мучительно сложных вопросах, над решением которых бились современники Лермонтова:
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
Что такое "кремнистый путь в пустыне"? Кремень напоминает о крови, о ранах, страданиях. Кремнистый путь — образное воплощение судьбы поэта, пытавшегося найти отклик у современников, но оставшегося безответным, осознавшего полнейшее одиночество в пустыне безлюдья. Но отчуждения и непонимания не должно быть! Ведь во вселенной все связано друг с другом. Даже звезда с звездою говорит.
Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и как человека.
Белинский писал о Лермонтове: "...уже недалеко то время, когда имя его в литературе сделается народным именем, и гармонические звуки его поэзии будут услышаны в повседневном разговоре толпы, между толками ее о житейских заботах". Сегодня мы можем сказать, что это время наступило.