Тема творчества – одна из центральных в лирике М.Ю.Лермонтова. Герой уже ранних стихотворений, по мироощущению тождественный самому Лермонтову, размышлял о смысле жизни, о назначении поэта и поэзии.
Идеалом для него стал Байрон, английский поэт-романтик. Лермонтова увлекала бунтарская поэзия Байрона, его протест против деспотизма власти, тирании. Мотивы безверия, разочарования, одиночества, вызванные конфликтом с несовершенным миром, сближали лирику Лермонтова и Байрона. В 1830 году молодой поэт писал:
Я молод; но кипят на сердце звуки,
И Байрона достигнуть я б хотел;
У нас одна душа, одни и те же муки, —
О, если б одинаков был удел!..
Лермонтова также увлекали судьбы сосланных поэтов-декабристов, немеркнущим кумиром для него оставался Пушкин. Осмысливая творчество предшественников, Лермонтов настойчиво искал свой путь и уже в 1832 году создал один из самых выразительных поэтических манифестов – стихотворение "Нет, я не Байрон, я другой…" От байроновского протеста против несовершенного общества он не отказывается. Однако поэт начинает осознавать, что он – сын России. Беды и страдания России становятся источником его личных переживаний:
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Взгляды Лермонтова на поэта и поэзию в разные периоды творчества менялись. Сначала в стихах жил образ "неведомого избранника", противопоставленного толпе:
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? кто
Толпе мои расскажет думы?
Я – или Бог – или никто!
В 1828-1832 гг поэт писал свои произведения не для публики, а для себя. Он стремился к самопознанию, хотел выработать собственную программу действий, страстно мечтал о героическом подвиге. В стихотворении "1831-го июня 11 дня" он пишет:
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать.
Путь поэта в ранних стихах – путь сильной, но обреченной личности. В стихотворении "Я жить хочу! хочу печали…" Лермонтов осознает неразрешимое противоречие между своими героическими порывами и их невостребованностью в окружающем мире. По Лермонтову, жить полноценно – значит страдать, жертвовать собой:
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
В "низкой" реальности привыкли к обычным человеческим чувствам, проявлениям. Поэт же у Лермонтова – гигант, мятежник, его переживания превращаются во всепоглощающие страсти. Повышенная эмоциональность стихотворения, созданная обилием восклицательных и вопросительных предложений, повторами, параллелизмами, передает напряженность духовной жизни поэта:
Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет.
С 1837 года в характере лирического творчества Лермонтова произошли резкие изменения. Поэт стал ощущать себя пророком, совестью своего поколения. Его предназначением стала поэзия; он писал стихи уже не для себя, а для публики.
Образцом публичной гражданской лирики стало стихотворение "Смерть Поэта". В нем соединены обличительные и элегические мотивы. Вопросительно-восклицательная организация речи придает стихам повышенную взволнованность то ораторского обращения, то неизбывной сердечной грусти. Однако ведущий мотив стихотворения – мотив негодования. Поэт гневно обвиняет высший свет, истинных убийц Пушкина:
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Лермонтов пишет и о трагическом уделе поэта вообще. Поэтому он вспоминает в стихотворении другого поэта – Ленского из романа "Евгений Онегин", образ которого должен подтвердить трагическую участь Пушкина и типичность трагедии певца. В "Смерти Поэта" конфликт Поэта с окружающим миром выглядит неразрешимым. Истинного поэта отличает нравственный максимализм, бескомпромиссность, а эти качества не ценятся в "жадной толпе".
И все же такую трудную судьбу выбирает лермонтовский герой в стихотворении "Журналист, читатель и писатель" (1840г). Поэт, по Лермонтову, должен быт "больше, чем поэтом" — судьей, — разоблачающим тайные пороки людей:
Судья безвестный и случайный,
Не дорожа чужою тайной,
Приличьем скрашенный порок
Я смело предаю позору;
Неумолим я и жесток…
В этом произведении создан образ "неумолимого", непродажного "судьи", пишущего под "диктовку" совести и "сердитого" ума; правдивость и благородство снова определяются как пророческий дар. В художественной системе Лермонтова пророк – это борец, смелый обличитель зла.
Еще в стихотворении "Поэт" (1838г) Лермонтов задумывается над тем, почему толпа изгоняет поэта и не нуждается в нем, почему поэт в "наш век" "свое утратил назначенье". Стихотворение построено на развернутом сравнении:
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье, на злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?
Лермонтов требует от Поэтов мгновенного отклика на беды Отечества, переосмысления жизненных ценностей, стремления к обретению духовной власти над людьми. Поэт должен жертвовать собой, не быть слабым.
Судьба современного поэта показана в стихотворении "Пророк" (1841г). В нем Лермонтов как бы отвечает на вопрос, заданный им в последней строфе "Поэта". Пророк лишен былого величия, ведь он по существу не смог выполнить свою миссию. Бог послал его к людям, но до их сердец "осмеянный пророк" не смог достучаться. В жалкой участи пророка в равной степени виновны и люди, и он сам, не сумевший разглядеть в них ничего, кроме "злобы и порока", удовлетворившийся тем, что не люди, а "бессловесная тварь земная" внемлет его проповеди. Печальна судьба современного поэта, он не способен исполнить волю Бога: своим словом "глаголом жечь сердца людей" — такова основная мысль Лермонтова.
Однако сам поэт не отрекался от миссии поэта-пророка. Лирические монологи поэта обращены к людям. Он убежден, что его стих, как в давние времена, должен, "как Божий дух", носиться над толпой, быть "отзывом мыслей благородных". Именно он, поэт, должен высказать людям всю правду о них. В этом предназначение поэзии..