Образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова (2)

Школьное сочинение

Лермонтов — самая загадочная и трагическая фигура в русской литературе. Его жизнь оборвалась в момент наивысшего рассвета творческого дара, в момент грандиозного перехода от поэзии к прозе, от романтизма — к глубокой и все-объемлющей жизненной философии. Трудные детские и юношеские годы, не-понимание со стороны близких ему людей, несчастная любовь, формируя лич-ность Лермонтова-человека, одновременно оказали решающее влияние и на Лермонтова-поэта. В лирических произведениях Лермонтова, как в зеркале, от-разилась живая человеческая душа, обуреваемая горечью и состраданием. Ро-мантизм не возвысил и не поэтизировал это живое страдание, но лишь заострил и обнажил чувство отверженности и превосходства над этим миром, чувство, определившее творчество Поэта и судьбу Человека. Поэзия Лермонтова — зер-кальное отражение души, романтический герой — зеркальное изображение, точ-ный слепок личности поэта. Эта портретная личность, безусловно, уникальная для русской поэзии той эпохи, наиболее полно выражая авторское "я", в то же время сужает и ограничивает круг тем, обедняет эмоциональную палитру и ли-шает поэзию той иррациональности и силы воображения, которая помогает по-эту отрешиться от собственного "я" и проникнуться ощущением мировой гар-монии. Слова Мцыри: "Я знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть", являются своеобразным авторским эпиграфом Лермонтова к своему поэтическому творчеству. Действительно, в его лирике прослеживается главная, доминирующая тема — тема страдающей, мечущейся души, не находящей отклика и понимания в окружающем мире, души страстной и возвышенной, но не понятой и не принятой временем. Очевидно, что именно нерасчлененное восприятие Лермонтовым человеческой судьбы и поэтического процесса и привела к возникновению в его творчестве образа личного героя — поэта. Слова из пушкинского "Разговора книгопродавца с поэтом" — "Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся" — невозможны для Лермонтова, для которо-го поэт и человек, судьба и творчество — единое неразрывное целое. Его поэт заявляет:

О нет! Преступною мечтою

Не ослепляя мысль мою,

Такой тяжелою ценою

Я вашей славы не куплю.

Таким образом, Поэт — главный герой лирики Лермонтова. Мир нравственных ценностей его лирического героя, круг проблем, волнующих его, одновременно принадлежит и Поэту.

Отчужденность, непонимание, страдание — вот наиболее характерные черты темы лирического героя. В 1837 году Лермонтов пишет стихотворение "Смерть поэта", основной мотив которого — страстное обращение к убийцам Пушкина, оклеветавшим и приведшим его к гибели. Стихотворение проникнуто горечью и негодованием.

Отравлены его последние мгновенья

Коварным шепотом насмешливых невежд,

И умер он — с напрасной жаждой мщенья,

С досадой тайною обманутых надежд.

Слова эти звучат трагично. Но...можно ли отнести их к Пушкину? К Пушкину-человеку — быть может, к Поэту — никогда! Ведь в 1836г. уже были произ-несены слова:" Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", да и вообще, в пол-ном света и созидания творчестве Пушкина нет "тайной досады" и "напрасной жажды мщения". Ведь даже в "Воспоминании", стихотворении, более всех близком по идейному содержанию к мировосприятию Лермонтова, возникают два ангела, говорящие "о тайнах счастия и гроба".

Таким образом, создавая образ Пушкина, Лермонтов, во-первых, совер-шенно не расчленяет поэтическое и "земное" в мировосприятии Пушкина, а во-вторых, вольно или невольно наделяет его своими собственными чертами. Пушкинский поэт — мудрец, поэт— созидатель и свободный певец — превращается Лермонтовым в лицо страдательное, находящееся в полной зависимости от "клеветников ничтожных" и "наперсников разврата". Причем физическая зави-симость от них оказывается сильнее духовной свободы. Становится очевидным, что, говоря со светом от имени погибшего Пушкина, он упрекает его (свет) и за несправедливость к себе, за те страдания, которые испытывает он сам. "Неведомый, но милый певец", с которым сравнивается Пушкин, безусловно, дорог Лермонтову. Ленский, воспетый им с такой чудной силой" (Лермонтов, очевидно, не хочет вспоминать о глубокой пушкинской иронии по отношении к этому образу), близок ему и духовно, и идейно. В какой-то степени отождествляя себя с Ленским, Лермонтов позволяет себе такое сравнение и по отношению к Пушкину.

Тема одиночества, непонимания, страдания преломляется различными оттенками во множестве стихотворений. Поэт —"странник в свете безродный", "пленный рыцарь", задыхающийся в железной броне и призывающий смерть узник. Развивая идею стихотворения "Поэт", Лермонтов пишет:

Не верь, не верь себе, мечтатель молодой,

Как язвы, бойся вдохновенья...

...

Поверь: для них смешон твой плач и твой укор,

С своим напевом заученным,

Как разрумяненный трагический актер,

Махающий мечом картонным...

Лермонтов считает, что в современном ему мире, мире, лишенном духов-ности и чистоты, поэт "утратил свое назначение". Более того, поэт осмеян тол-пой, которую тешат блестки и обманы и которой скучен "простой и гордый язык" истинного искусства. Толпа— "чернь простодушная", которая "играючи идет дорогою привычной". (Изображение толпы, слово "играючи" в стихотво-рении "Не верь себе" перекликаются с пушкинским "... и в детской резвости колеблет твой треножник"). Это безликая и бездумная масса. Позднее пестрая толпа превращается в сборище "приличьем стянутых масок". Жизнь этих масок — блеск, суета и обман — "Маскарад". Лермонтов восклицает:

О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!

Кульминация темы осмеяния и отверженности поэта — в стихотворении "Пророк". Лермонтов говорит о своем даре:

С тех пор, как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Действительно, лермонтовский пророк — Пророк — Судья. В отличие от пушкинского Пророка, который "глаголом жжет сердца людей" и "чувства до-брые пробуждает лирой", Пророк Лермонтова указывает людям на страшную пропасть, в которую ведет их порок, безжалостно судит их за грехи.

Некоторые предсказания Лермонтова удивительны. (Например, стихо-творение "Предсказание" (Настанет год, России черный год...) или "Сон", в ко-тором он изображает собственную гибель). Но знание, данное ему, было на-правлено не внешний мир, не на созидание, а, прежде всего, в глубины его ду-ши, на познание своего вечно метущегося и страждущего "я":

Для тайных дум я пренебрег

...

И пусть любви, и славы путь,

Все, чем хоть мало в свете мог

Иль отличиться, иль блеснуть;

Беднейший средь существ земных

Останусь я в кругу людей,

Навек лишась достоинств их

И добродетели своей!

Лермонтовский поэт боится людей. В отличие от пушкинского пророка, который внемлет единому и неделимому мирозданию, он разделяет мир на природу, несущую в себе естественность и красоту, и "шумный град" людей, извращенных злобой и пороком.

...Из городов бежал я нищий,

И вот в пустыне я живу...

...

Мне тварь покорна там земная;

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

Отсюда — стремление слиться с природой, стать ее частицей.

Для чего я не родился

Этой синею волной?

Как бы шумно я катился

Под серебряной луной...

...

Люди друг к другу

Зависть питают;

Я же, напротив,

Только завидую звездам прекрасным,

Только их место занять бы желал.

Отсюда — жажда стихии и изображение человеческого общества, своего поко-ления в виде увядающего "плода , лишенного сока" жизни:

А он, мятежный, просит бури...

...

О, если б взойти удалось мне туда,

Как я бы молился и плакал тогда;

И после я сбросил бы цепь бытия,

И с бурею братом назвался бы я!

(Сравни: В начале поприща мы вянем без борьбы...

Как тощий плод, до времени созрелый,

Ни вкуса нашего не радуя , ни глаз,

Висит между цветов, пришлец осиротелый,

И час их красоты — его паденья час!)

Отсюда и символ — одинокий и гордый Утес — поэт.

Укор надежд, укор людей,

Души высокой не печалит,

Пускай шумит волна людей,

Утес гранитный не повалит.

...

Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана...

Лермонтов ищет слово. Ищет плоть, в которую можно заключить мятежный, ищущий бури, страдающий и вечно изменчивый дух своей поэзии. Он боится, что "стихом размеренным и словом ледяным" не сможет выразить то, что рождается в его душе. Поиск слова означает и поиск родной души, которая поймет и полюбит его:

Не встретит ответа

Средь шума и света

Рожденное слово;

Но в храме, средь боя

И где я ни буду,

Услышав, его я

Узнаю повсюду.

Не кончив молитвы,

На звук тот отвечу,

И брошусь из битвы

Ему я навстречу.

В мучительных поисках слова рождалась Поэзия. В недрах творчества рожда-лась новая философия. Философия , которая восстанавливала целостность мира, примиряла со временем, заменяла уязвленное самолюбие и страдающую гордость на любовь и сознание сопричастности всему живому.

Мой дом везде, где есть небесный свод,

Где только слышны звуки песен,

Все, в чем есть искра жизни, в нем живет,

Но для поэта он не тесен.

...

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

М.Ю. Лермонтов прожил 27 лет, создав за это время прекрасные лирические стихотворения, драмы, великолепную прозу, из которой выросли Достоевский, Тургенев, Толстой. 27 лет — расцвет дара. Что же унес он с собой на звезды?