Именно в творчестве С. Есенина с такой силой звучит тема Родины, родной Рязани, села Константиновка, подарившего нам российского скандального поэта. Но для всех, кто любит Есенина, край, который он воспел в своем творчестве, — РУСЬ!!!
Поэтический мир раннего Сергея Есенина (1910—1913) — явление достаточно сложное и многообразное. Это более 60 стихотворений и разных поэм, созданных в этот период ("Береза", "Ночь", "Звезды", "Весенний сад"), все они свидетельствуют о любви поэта ко всему многоголосому миру, окружающему его. Родина, природа, поэтический мир лирического героя становятся основными объектами изображения в лирике Есенина.
Главная тема поэзии Есенина — тема родины. "Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве", — писал поэт. Образ Руси в дореволюционной лирике многолик и противоречив.
Эта тема, пожалуй, подходит С.Есенину более, чем какому-нибудь другому поэту. Есенин воспел Русь с огромной любовью и преданностью человека, выросшего среди русской природы. Все свое детство и юность провел он в крестьянской среде, среди деревенских песен, сказаний. Все то, что для других является фольклором, этносом, для Есенина — простой человеческий быт. Язык народа, крестьян для Есенина — его родной язык. Конечно же, любовь его к России, к родному селу выразилась во всех написанных стихах, которые часто называют песнями. Певучесть — это характерная черта поэзии Есенина. Это опять же отголосок его детства, наполненного колыбельными, частушками, сочиненными народом. Часто темы его произведений тоже перекликаются с народными мотивами.
Родина — это прекрасная "голубая" Русь, поэтическая страна, затерявшаяся в степных просторах, отражающаяся в глубине синих озер, пропитанная ароматами полевых трав и цветов, о которой поэт скажет: "Люблю до радости и боли..."
Родина — это нищая, многострадальная Россия, "черная, потом пропахшая выть", заброшенный край, "пустырь".
Родина — это и смиренная крестьянская страна, где "мирные пахари" и "добрые молодцы" готовы к любым испытаниям "без печали, без жалоб и слез".
Родина — это Русь молитвенная, "покойный уголок", где благодатный райский дух, где хаты — в ризах образа, где березы — большие свечки, ели — "монашки", а ветер — "схимник". Лирический герой — богомолец, пастух или "странник убогий", славящий Господа. Кроткий, как сама природа, он воспринимает мир как Божью благодать.
Поэзия Есенина отличается необыкновенной целостностью, ибо все в ней о России. В стихотворении 1914 года "Гой ты, Русь, моя родная..." Есенин утверждает:
Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою!"
Но и спустя 10 лет в "Руси советской" он стоит на своем:
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким "Русь".
Кровная связь с землей, его породившей, явилась тем главным условием, благодаря которому Есенин смог принести в поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками, "изумительными в своей красоте". Второе немаловажное условие состояло в способности увидеть необычное в окружающем его мире обыденной крестьянской жизни. В стихах Есенина все превращается в золото поэзии: и сажа над заслонкой, и квохчущие куры, и кудлатые щенки (стихотворение "В хате"). А неброский среднерусский пейзаж поэту видится так:
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных,
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Есенинская Россия — небесный град Китеж. Она тихо дремлет под звон колоколов "на туманном берегу":
Молочный дым качает ветром села,
Но ветра нет, есть только легкий звон.
И дремлет Русь в тоске своей веселой,
Вцепивши руки в желтый крутосклон.
Разумеется, Россия Есенина, так же как и Россия Тютчева, Некрасова, Блока, — это лишь поэтический миф. Примечателен тот факт, что есенинская Русь — родная сестра блоковской России. У обоих поэтов рядом с "Россией — тайной", "светлой женой" стоит другая: "матушка Русь", гулящая, нищая и бесприютная:
Сторона ль моя, сторонка,
Горевая полоса.
Только лес, да посолонка,
Да заречная коса...
Но все же, вопреки всему, через лирику идет чистая, нескрываемая, светлая любовь: "Тебе одной плету венок, цветами сыплю стежку серую", "...не любить тебя, не верить — я научиться не могу".
Но Русь Есенина — прежде всего, ее душа, ее удивительная сущность, которая отражается в полях, дорогах, тройках лошадей, колокольчиках и всем том, что неподвластно политике, войнам, революциям. Сердце России хранится в вечности. Еще Л. Андреев раскрывал это сложное понятие "Небесная Россия", которое интуитивно чувствует Есенин. Для него она — родная, любимая сторона, воспоминание о матери, о доме. И в то же время, понимая величие своей родины, своего родного дома, Есенин сравнивает Русь с огромным храмом, в котором он — один из прихожан:
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
И как гимн, как главная суть его мировоззрения звучат строчки, которые уже цитировались, — рай не так прельщает поэта, как Родина — Святая Русь. Творчество С. Есенина, своеобразно отразившее существенные стороны жизни, быта, национального духа России, является памятником своей эпохи.
С.А. Есенин называл себя "последним поэтом деревни". Он любил русскую деревню, природу, сельский труд. Природа была для поэта стимулом всего творчества, поэтому большинство лирических произведений Есенина посвящены родному краю, великолепным русским просторам.