Образ поэта-пророка в лирике А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова (1)

Школьное сочинение

Стихотворение А.С. Пушкина "Пророк" написано в 1826 году после грозных событий 25 декабря на Сенатской площади. Восстание декабристов было жестоко подавлено, пять членов тайного общества осуждены на казнь через повешенье, многие отправятся в ссылку в Сибирь.

У Пушкина среди декабристов имелось не мало друзей, и он очень переживал за их судьбу. Он мысленно находился с ними, не боялся выразить им свое сочувствие: "Во глубине сибирских руд". О грозном даре витийства поэт уже знал. О его воздействии на общество и на царя он в мечтах выразил в элегии "Деревня" в 1819 году.

О, если б голос мой умел сердца тревожить!

По что в груди моей горит бесплодный жар

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

В "Подражаниях Корану" появляется пророк, одаренный могучей властью над умами. В стихотворении "Пророк" Божий дар уже осознан. Во второй половине июля 1825 года Пушкин пишет Раевскому — младшему: "Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития, я могу творить".

Раз можно творить, то можно служить. Надо лишь понять цели поэзии. Пушкинским пониманием цели поэзии вполне можно считать стихотворение "Пророк".

Духовной жаждою томим

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Поэт размышляет, его мучают сомнения: куда двигаться, чтобы поэзия принесла пользу его ссыльным товарищам. Он уже чувствует, что ждет николаевскую Россию. После прикосновения Серафима поэту-пророку внятно все – "неба содроганье" и "дольной розы прозябанье", "гром небес" и "жужжанье пчел над розой алой".

Но какую пользу может он извлечь. Для поэта – пророка это невеликое приобретение. И тут серафим вырвал его "грешный язык" и вложил в уста "жало мудрое змеи".

И сердце трепетное вынул,

И уголь, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Божий глас его воззвал:

"Глаголом жги сердца людей"

Не для любви и ученья, проповеди и нравоученья, а на все то, что характерно для миссии ветхозаветного пророка. Здесь поэт отождествляется с пророком, который идет из пустыни к людям. Горько ироническим продолжением звучит "Пророк" у М.Ю. Лермонтова, написанное в 1841 году. Прошло 15 лет, но какая разница в содержаниях стихотворений. И ничего удивительного. После победы в Войне 1812 года, в обществе была надежда на перемены к лучшему, социальный оптимизм. Возросла роль различных кружков и литературно-общественных собраний. 1830-ые – эпоха затишья, спада общественной активности. Царит атмосфера разочарования, социальной депрессии. Отсюда оптимизм пушкинского "Пророка" и пессимизм лермонтовского. У Лермонтова гораздо сильнее, чем у Пушкина, звучит мысль о том, что поэзия должна служить народу. Однако она, по мнению Лермонтова, утратила свое назначение и вряд ли обретет его вновь.

"Проснешься ль ты опять осмеянный пророк

Иль никогда на голос мщенья

Из золотых ножен не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?

Читаем мы в стихотворении "Поэт" (1837-1841). Образ осмеянного и презираемого пророка появляется вновь в стихотворении "Пророк" (1841).

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведение пророка

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Если в пушкинском "Пророке" мы знаем, как он получил пророческий дар, то здесь автор не говорит об этом. Вполне возможно Пушкин передал это ему, как преемнику.

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Поэт, наделенный божественным даром, уже на примере своего великого предшественника понимает всю тяжесть своего предназначенья.

В его "Пророке" происходит обратная ситуация: пушкинский пророк из пустыни идет к людям, чтобы "жечь глаголом сердца людей", лермонтовский, гонимый злобой людей, возвращается в пустыню.

Посыпав пеплом я голову,

Из городов бежал я нищий,

И вот в пустыне я живу

Как птицы, даром божьей пищи.