Комедия "Горе от ума" создавалась в те времена, когда молодые люди типа Чацкого А.А., главного героя произведения А.С. Грибоедова "Горе от ума", несли в общество новые идеи, настроения.
Свобода личности — вот мотив времени в комедии Грибоедова. В монологах Чацкого, в его поступках выразилось то, что важнее всего было для будущих декабристов : дух свободной жизни, "вольности святой". Поэтому тех людей, которые стремились к свободе от устаревших представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни, можно назвать героями своего времени. Они считали, что борьба за справедливость — их святой моральный долг.
В комедии Чацкий — тот "новый человек", который несёт в себе "дух времени", идею жизни, цель которой — свобода. К сожалению, Чацкий одинок в своей борьбе. Но у него есть единомышленники, например, двоюродный брат Скалозуба, неожиданно оставивший службу. Чацкий и его сподвижники стремятся к "искусствам творческим, высоким и прекрасным", жаждут "возвышенной любви", мечтают "вперить" в науку "ум, алчущий познаний".
Чацкий ненавидит всё пошлое, в т.ч. рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство.
Стремление Чацкого — служить Отечеству, делу, а не отдельным лицам.
Как истинный патриот Чацкий прежде всего желал исполнить свой долг перед Отечеством, стремился честно служить ему. Именно поэтому он расстался с Софьей и отправился в Петербург. Поэтому же и оборвалась блестяще начатая карьера: "Служить бы рад — прислуживаться тошно". Но государству, оказывается, требуется прислуживание. Чацкий видит вокруг себя людей, которые ищут лишь чинов, крестов, "денег, чтоб пожить", не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал — "умеренность и аккуратность", их мечта — "забрать все книги бы да сжечь".
Пока главный герой комедии "Горе от ума" путешествовал три года, общество не стояло на месте. Оно не просто возвращалось после Отечественной войны тысяча восемьсот двенадцатого года к радостям мирной жизни, оно вырабатывало в себе "сопротивляемость" тем зреющим переменам, которые грозили сокрушить эту мирную жизнь.
И вот в обществе появляются такие люди, как Молчалин. Они смело прокладывают себе дорогу. За три года отсутствия Чацкого безвестный, безродный тверской мещанин стал секретарём отца Софьи, Фамусова, московского "туза". Молчалин получил три награды, чин асессора, дающий право на потомственное дворянство, стал возлюбленным и тайным женихом Софьи.
Ум, хитрость, изворотливость Молчалина, уменье найти "ключ" к каждому человеку, абсолютная беспринципность— вот основные качества этого героя, делающие его главным противником Чацкого. Молчалин живет по принципу, который является для него главным критерием в жизни:
Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья;
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Итак, Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и лакейства. "Всегда на цыпочках и не богат словами", он сумел завоевать расположение сильных мира сего тем, что не смел произнести своего суждения вслух.
Расчётливо и холодно набирает Молчалин силу. Разве может он терпеть на своем пути Чацкого, безумного мечтателя, ниспровергателя основ служившегося государственного строя? Конечно, нет.
Молчалин страшен именно своей глубочайшей безнравственностью. Известно, что тот, кто готов вынести любые унижения в борьбе за власть, богатство, силу, дорвавшись до желанных вершин, будет не только сам унижать, но и уничтожать.
Не сомневаюсь , что таким человеком в комедии "Горе от ума" является Молчалин, идеал которого "и награжденья брать, и весело пожить", "дойти до степеней известных".
Чацкий не может относиться серьёзно к Молчалину, считая его "жалчайшим созданием". Хотя назвать его жалким человеком трудно, на мой взгляд. Ведь сумел же он за время отсутствия Чацкого занять его место в сердце Софьи. Именно он — счастливый соперник главного героя.
Жизнь Молчалина зависит от четко отлаженного государственного механизма. И он сделает всё возможное, чтобы не допустить его разрушения. Поэтому с такой лёгкостью представители фамусовского круга подхватили сплетню Софьи о сумасшествии Чацкого. Единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем! Это можно понять, так как Чацкий — сумасшедший обществу не страшен.
Итак, Чацкий и фамусовское общество несовместимы. Светское общество видит в нем сумасшедшего, считая разумным, нормальным. Чацкий же, конечно, свой мир, свои убеждения считает нормой.
В конце комедии мы узнаем о том, что после скандала в доме Фамусовых Чацкий уезжает. Его отъезд — это форма протеста, хотя и пассивная. Кто же в комедии победитель и кто побежденный? Ведь торжествующий Молчалин будет и дальше прокладывать себе дорогу к власти, богатству, славе. Нет, не могу я назвать Молчалина победителем, так как в моральном отношении Чацкий намного выше его.
О дальнейших скитаниях Чацкого Грибоедов не пишет. А я считаю, что главный герой комедии обязательно окажется среди тех, кто вышел четырнадцатого декабря на Сенатскую площадь, затем вместе со всеми, принимавшими участие в заговоре, вернётся из ссылки только после смерти Николая первого в тысяча восемьсот пятьдесят шестом году, если, конечно, не погибнет в день восстания.
Удивительно, что в наше неспокойное время комедию Грибоедова "Горе от ума" невозможно читать без волнения, невозможно быть равнодушным к страданиям Александра Андреевича Чацкого.
Мне трудно представить, что было бы с нашим обществом, если бы в нём не было таких людей, как А.А. Чацкий . Ведь именно им наши отцы и матери обязаны своим образованием, интеллектом, всем, что народ достиг в процессе борьбы за счастливое будущее.
А что ждет нас, молодых, только что вышедших из стен родной школы? Неужели такие люди, как Молчалин, станут в будущем идеалом общества? Меня терзает эта мысль. Всё идет к тому, что на таких людей, как Молчалин, опирается новая власть. Почему? Ведь именно Чацкий и ему подобные стремились к лучшему и верили, что это лучшее можно достигнуть, лишь протестуя против устаревших принципов, установленных в обществе.
А.С. Грибоедову впервые в русской литературе удалось создать действительно реалистический образ положительного героя, героя своего времени, победителя, а не побежденного