Скопище уродов общества, из которых
каждый окарикатурил какое-нибудь мнение,
правило, мысль, извративши по своему законный
смысл их...
Н.В. Гоголь
Комедия "Горе от ума" была восторженно встречена революционно настроенными дворянами. Она отражала жизнь России, дух эпохи, разоблачала состояние русского общества, В основу комедии Грибоедовым было положено столкновение взглядов декабристов с реакционной массой дворянства. В своем произведении Грибоедов поставил рад важнейших проблем: проблему крепостного права и взаимоотношение дворян-помещиков и крепостного крестьянства, проблему государственной службы, просвещения и культуры, ложного и истинного патриотизма. Эта проблематика придала комедии острый политический характер.
Грибоедов — реалист вывел на сцену целую толпу обитателей дворянской Москвы. Это "тузы", как они гордо зовут себя, богатые и знатные вельможи. Они славятся не только своими заслугами на служебном поприще, не отличным выполнением гражданского долга, не орденами и ранами, полученными на полях сражений. Нет! Мы знаем, что некую Татьяну Юрьевну здесь уважают за то, что она
Балы дает нельзя богаче
От рождества и до поста
И летом праздники на даче.
Рисуя себе идеалы человека, у которого следует учиться жить, Фамусов говорит:
Он не то на серебре,
На золоте едал, сто человек к услугам,
Весь в орденах, езжал-то вечно цугом.
Богатство для них — главное,
Будь плохонький, но если наберется
Душ тысячи две родовых
Тот и жених.
К людям беднее себя они относились с презрением. Они могут "допустить" до себя бедняка, если он им нужен, но никогда не упустят случая надменно упрекнуть его:
Безродного пригрел и ввел в мое семейство.
Дал чин асессора и взял в секретари
В Москву переведен через мое содейство,
И будь не я, коптел бы ты в Твери —
напоминает Фамусов Молчалину.
Московское дворянство — это кружок тесно связанных между собой знакомых людей. Связи помогают им вершить дела, получать новые чины и должности. Здесь выручают, но только "родного человека", здесь ездят в гости к Татьяне Юрьевне, но больше потому, что
Чиновные и должностные —
Все ей друзья и все родные.
Продвигаются же по службе здесь лишь для того, чтобы
И награжденье брать и весело пожить.
С восторгом рассказывает Фамусов молодым людям о вельможе Максиме Петровиче, который служил еще при Екатерине. Это идеал всего дворянского общества. Максим Петрович, добиваясь места при дворе, не проявил никаких деловых достоинств или талантов, а лишь, как остроумно замечает Чацкий "отважно жертвовал затылком", т. е. падал в угоде императрице, и прославился тем, что у него часто "гнулась шея" в поклонах.
И многие посетители дома Фамусова создают себе почет и богатство таким же образом, как этот старый вельможа.
Кому нужда, тем спесь в пыли,
А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели.
Например, Репетилов для того чтобы занять свое место в обществе, то же использовал обходные пути:
Барон фон Клаз в министры метил,
А я —
К нему в зятья шел напрямик.
А Скалозуб? Из его рассказа мы узнаем, что он в августе 1813 г. "засел в траншею", т.е. по-видимому, отсиживался в укрытии. После столь "блестящего" воинского подвига Скалозуб не только получил орден "на шею", но вот-вот ждет производства в генералы. И здесь он надеется не на свои заслуги, а на причины совсем иные:
Вакансии как раз открыты,
То старших выключат иных,
Другие, смотришь перебиты.
Московское высшее дворянство живет однообразно и не интересно. Зайдем в дом Фамусова. Здесь каждый день собираются гости. Чем же они заняты? Ужин, игра в карты, разговоры о деньгах и нарядах, сплетни. Здесь все знают о других: завидуют успехам, злорадно отмечают промахи. Чацкий еще не появился, а здесь уже злословят о его неудачах по службе. Княгиня Тугоуховская завидует княгине Хрюминой, а графиня Хрюмина "зла на весь свет", Хлесгова затевает ссору с Фамусовым и Скалозубом.
С каким удовольствием ухватились эти скучающие сплетники за выдумку Софьи о сумасшествии Чацкого. Слух мгновенно разносится по комнатам, сплетню подхватывают и раздувают люди, даже не знающие, не видевшие Чацкого.
Вот их мелкие мыслишки и нелепые выдумки. Оказывается сошел с ума потому, что
По матушке пошел, по Анне Алексеевне,
Покойница с ума сходила 8 раз.
Он якобы пил шампанское "стаканами", "бутылками-с" и пребольшими и "бочками сороковыми". А какую осведомленность в чужих делах проявляют эта скучающие бездельники! Бойкий разговор переходит в спор — но о чем? Да, конечно же, о богатстве Чацкого. Сколько у него крепостных душ? Разъяренная Хлестова отчеканивает: "Нет, триста — уж чужих имений мне не знать!"
Есть ли в их головах другие сведения, кроме чужих богатств? Нет, никто из них газет не читает, а если и попадается им печатное слово, то сколько злых мыслей оно вызовет!
Просвещенность для них — чума, опасность, угрожающая привычным устроям жизни. Фамусов говорит с ненавистью:
Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел и мнений, —
и заканчивает свою мысль категорическим требованием:
...нет! уж коли не пресечь:
Собрать все книги бы да сжечь!
Московские дворяне спесивы и надменны. Свысока относятся он к людям беднее себя. Но особенно презрение слышится в репликах, обращенных к крепостным. Они "фильки", "фомки", "чурбаны", "ленивые тетери". С ними один разговор: "В работу вас! На поселенье вас!"
Дворяне не видят в своих слугах людей, подобных себе Тем более это относится к людям другой расы. Рассказывая о своей покупке, Хлесгова забывает, что она приобрела не зверюшку, а человека:
Какая у меня арапка для услуг:
Курчавая! Горбом лопатки!
Сердитая! Все кошечьи ухватки!
Ведь создал же господь такое племя!
Черт сущий.
А в монологе "А судьи кто?" Чацкий с возмущением рассказывает, как дворяне, "разливаясь в пирах и мотовстве" распоряжаются жизнью своих крепостных. Вот портрет крепостника:
Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его спасали, вдруг
На них он выменял борзые три собаки!!!
Московские дворяне кичатся своим патриотизмом, своей любовью к родному городу, к своей стране Фамусов восторженно рассказывает Скалозубу об "особом отпечатке на всех московских". Но мы замечаем, что как раз русского, простого и естественного в них мало. Наоборот, все в них, начиная от их полурусского языка, нарядов "с тафтицей, бархатицем и дымкой" да их отношение к своему народу, глубоко чуждо русскому. Девицы поют французские романсы, читают французские книги, русские имена на иностранный лад в Москве.
Дверь отперта для званых и незваных,
Особенно из иностранных.
Сомкнутым строем фамусовцы выступают против всего нового, передового. Вот с раздражением рассказывает Скалозуб о своем двоюродном брате, который
Крепко набрался каких-то новых правил,
Чин следовал ему, он службу вдруг оставил,
В деревне книги стал читать.
Это поведение "не исправно" по мнению Фамусова и Скалозуба. Они и сами полиберальничать могут, но коренных изменений боятся:
Не то, чтоб новизны вводили — никогда,
Спаси нас, боже! Нет.
И когда Чацкий осмелился "гласно" объявить пять-шесть мыслей "здравых", как напугался старый барин Фамусов! Он назвал Чацкого "опасным человеком", а мысли его "завиральными идеями". Для него, воспитанного в духе Максимов Петровичей, в минувшем 18 веке, век 19 кажется опасным временем. В каждом похожем на него человеке, Фамусов видит "карбонара", "фармазона", "вольтерьянца".
Членов фамусовского общества много, в каждом из них есть свои личные черты, но всех их объединяют в один лагерь идеалы "И награжденье брать и весело пожить", "И золотой мешок и метит в генералы!", консерватизм, косность, боязнь нового, страх перед передовыми людьми.
Хотя исторически конкретные обстоятельства изменяются быстро, активный паразитизм, преднамеренная подлость не меняют своей сущности: и до тех пор, пока существуют хотя бы малейшие возможности, подлецы, напялив новую личину, найдут нового Максима Петровича, Но в какое бы время он не благоденствовал, какими бы словами не прикрывался, страх перед светом благородной мысли, выдает его и обнаруживает родовое сходство с Фамусовым.