Посчитать количество поэм у Лермонтова непросто: он начинал их, оставлял, снова возвращался и перерабатывал. Но те из них, которые мы изучаем в школе, являют собой образец совершенства и завершенности. Я хотел бы остановиться на поэме "Мцыри".
Это – одна из поздних поэм Лермонтова, датированная 1839 г., и один из последних классических образцов русской романтической поэзии первой трети XIX века. В русском искусстве этой поры романтизму принадлежит важное место, его воздействие на Лермонтова отразилось на всем его творчестве, да и материал, от которого он отталкивался в работе над поэмой, подсказывал романтический способ его обработки.
В примечаниях к собраниям сочинений Лермонтова можно прочитать о вариантах заглавия, о встречах, которые легли в основу поэмы. Но самым интересным для меня является близость автора к типу героя поэмы, связь отдельного произведения с центральными темами всего творчества писателя. Первым это отметил Белинский.
Жанр поэмы близок к лиро-эпическому: авторская экспозиция (первая и вторая главы намечают основные этапы жизненного пути героя), форма исповеди является средством наиболее глубокого и серьезного раскрытия психологии героя. В основе сюжета "Мцыри" лежит традиционная романтическая ситуация – бегство из неволи, которой у Лермонтова оказывается монастырь.
Романтический конфликт задан исключительностью персонажа, о котором В.Г. Белинский писал: "Что за могучий дух, что за исполинская натура этот Мцыри".
В отличае от разочарованного персонажа байроновского типа, Мцыри – герой-борец, протестующий против всякого насилия над личностью. Характеристика романтического героя складывается из ряда эпических фрагментов в его исповеди (битва с барсом, встреча с горянкой), и из характера и тона исповеди (повторы, восклицания, риторические вопросы, обращения).
Стих поэмы – четырехстопный ямб с мужскими окончаниями, который, по словам Белинского, "звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонирует с средоточенной силой могучей натуры и трагическим положением героя".
"Мцыри" как романтическая поэма о герое-бунтаре имела как предшественников (Пушкин, Рылеев) так и последователей (Горький).
Белинский писал об этой поэме: "Мцыри – любимый идеал нашего поэта, отражение в поэзии его собственной личности, во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью".
В поэтике "Мцыри" автор использует такие приемы романтизма, как образы-символы, характерные для романтического произведения: бури, единоборства, воспоминания, картины природы. Естественны в таком произведении представители флоры и фауны, вступающие в контакт с героем.