"Горе от ума" — оригинальная, высокохудожественная, общественно значимая, нравственно-социальная комедия. А.С.Грибоедов работал над своим главным произведением несколько лет. Окончательная редакция была завершена осенью 1824 года. В пьесе нашла свое отражение конкретная историческая ситуация. Каждый образ в комедии отражает сущность реальных общественных типов своей эпохи. Они не выдуманные, не абстрактные, а глубоко жизненные.
В произведении происходит взаимодействие двух конфликтов: любовного, основными участниками которого являются Чацкий и Софья, и конфликта общественно— идеологического, в котором Чацкий сталкивается с консерваторами, собравшимися в доме Фамусова. С точки зрения проблематики на первом плане – конфликт между Чацким и фамусовским обществом, противоречие между граждански активной личностью и общественно пассивным, реакционным большинством.
Фамусов – одна из центральных фигур в комедии. Это яркий представитель "века минувшего", он проповедует и защищает жизненную философию "отцов", т.е. тех, кто имеет консервативные взгляды. "Отцы" в пьесе – высокопоставленные чиновники и в то же время богатые помещики. Они заинтересованы в сохранении самодержавно-крепостнической системы, выступают против свободы слова и просвещения. "Отцы" — правящее сословие, в их руках сосредоточена власть. Служебное положение Фамусова достаточно высоко: он "управляющий в казенном месте". Именно от него зависит материальное состояние и успех множества людей: распределение чинов и наград, "протекции" молодым чиновникам и пенсии старикам. Естественно, Фамусов и другие московские "тузы" выступают за сохранение своего привилегированного положения.
Фамусов – убежденный защитник всего застойного. По его мнению, жить правильно – значит поступать во всем так, "как делали отцы", учиться, "на старших глядя". Герой восхваляет московские нравы, неизменные век от века:
На все свои законы есть:
Вот, например, у нас уж исстари ведется,
Что по отцу и сыну честь:
Будь плохенький, да если наберется
Душ тысячки две родовых, —
Тот и жених.
Особый восторг у Фамусова вызывают старички:
Поспорят, пошумят, … и разойдутся
Прямые канцлеры в отставке по уму.
По мнению героя московских дам можно отправить "командовать в Сенат", а их дочки – "патриотки", потому что "так и льнут к военным". В жизненных убеждениях Фамусова пороки превращаются в достоинства, а "пороками" объявляются новые, свободолюбивые мысли и намерения. Главный "порок" — "ученость", избыток ума. Основой практической морали порядочного человека он считает глупость и шутовство. О "смышленом" Максиме Петровиче Фамусов говорит с гордостью и завистью: "Упал он больно, встал здорово". Фамусовское представление об "уме" — приземленное, житейское. Умен тот, кто сумел устроиться, сделать карьеру за счет покровителей.
Фамусов, как и все "отцы", отождествляет "ученость" с "вольнодумством". В просвещении он видит огромную опасность:
Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь.
Главный вопрос для фамусовского общества – вопрос о службе. Все в этом кругу мечтают "достигнуть степеней известных", обеспечить себе безбедное существование. К людям, которым это удается, например к Скалозубу, Фамусов относится с одобрением. А Чацкий по его шкале ценностей – "пропащий" человек, заслуживающий только презрительного сожаления: ведь, обладая хорошими данными для успешной карьеры, он не служит. "Но захоти – так был бы деловой", — замечает Фамусов. Герой не видит ничего предосудительного в откровенном пренебрежении служебными обязанностями:
А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
Фамусов хотел бы, как все "отцы", "и награжденья брать, и весело пожить". Использование служебного положения для Павла Афанасьевича стало "золотым" правилом:
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!…
Общественное мнение для Фамусова свято. Он боится огласки и с горечью восклицает: "Ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!" Фамусов живет по законам лжи, лицемерия, подобострастия. Вот почему он, встречая Скалозуба, завидного жениха для Софьи, лебезит и суетится перед ним; желая угодить, теряет всякую важность.
Образ Фамусова воплощает особенности жизненного уклада самодержавно-крепостнической бюрократии – "отцов", охранителей существующих порядков. Старый мир в пьесе автор обличает, осуждает. Каждая реплика Фамусова, каждый его монолог, где он выступает яростным защитником "века покорности и страха", отживших порядков и представлений, вызывают гневную реакцию со стороны Чацкого. Именно главный герой выражает в пьесе авторскую позицию: необходима непримиримая борьба с безнравственной жизненной философией "отцов".