У А.С. Пушкина есть замечательное высказывание: "Грибоедов сделал все. Он написал "Горе от ума". Так лаконично, четко, емко и необыкновенно точно о комедии не говорил никто. Что же имел в виду А.С. Пушкин под словами "сделал все"? Я считаю, что, кроме необыкновенной художественной ценности, поэт имел в виду острую своевременность комедии. Ведь она явилась отражением политической борьбы, происходившей в начале XIX в. между реакционерами-крепостниками и прогрессивным дворянством, из среды которого вышли революционеры-декабристы.
Первые стремились во всем сохранить самодержавно-крепостнический строй и закоснелый барский быт, видя в этом основу своего благополучия. Вторые боролись с "веком минувшим" и противопоставляли ему "век нынешний".
Борьба идей и мнений является основным двигателем в развитии действия комедии. Против чего и против кого борется Чацкий? Крепостное право, деспотизм, барский паразитизм, низкопоклонство, раболепие перед Западом, уродливое воспитание — вот далеко не весь перечень пороков поколения "отцов", представленного в комедии Грибоедова. Да, "век минувший" в произведении представлен мощно силой. И эта сила, кажется, настолько несокрушима, что трудно представить, что ее устои возможно поколебать. Чтоб понять, чем живет поколение "отцов", обратимся к образу Фамусова, ярчайшему типичному представителю барской Москвы. Это чиновник, занимающий видную должность "управляющего в казенном месте". Его образ раскрывается через речевую характеристику. Она позволяет полностью составить представление о нем как о помещике, государственном чиновнике, отце.
Так какой же он отец? Забота Фамусова о дочери только внешняя, и сводится к воспитанию светской барышни, которая могла бы вести себя в людных московских гостиных. Он приглашает гувернеров-иностранцев, "числом поболе, ценою подешевле". Правда, Фамусов невысокого мнения о воспитателях Софьи:
Берем же побродяг и в дом, и по билетам,
Чтоб наших дочерей всему учить, всему,
И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!
Как будто в жены их готовим скоморохам.
Но таковы требования общества, от которого зависит его благополучие, и он их выполняет. Что ж, сам он блещет высоким образованием? Увы, в чтении Фамусов не видит проку. Фамусов мечтает видеть дочь счастливой, а значит, чтобы зять был "с звездами да с чинами": "Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, тот и жених". А о личных чувствах дочери речь вообще не идет. "Кто беден, тот тебе не пара", — поучает он. Каков же Фамусов на службе? Грибоедов вкладывает в его уста афористически отточенную реплику, которая запоминается с первого раза:
А у меня что дело, что не дело,
Обычай мой такой.
Подписано, так с плеч долой.
Служба для людей его круга — источник чинов, наград и доходов. Верный же путь к достижению этих благ — низкопоклонство перед вышестоящими. Идеалом Фамусова является Максим Петрович, который, выслуживаясь, "сгибался в перегиб", "отважно жертвовал затылком". Вот откуда идут корни поколения "отцов".
Выражением сущности Фамусова является его знаменитый монолог "Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы!" Грибоедов блестяще характеризует его как приверженца минувших, екатерининских времен, защитника холуйства и низкопоклонства. На службе Фамусов окружает себя родственниками — свой человек не подведет:
При мне служащие чужие очень редки,
Все больше сестрины, свояченицы детки.
И говорит об этом как-то особенно: интимно, по-родственному, покровительственно.
Зато, с какой злобой и ненавистью ко всему передовому объясняет он причины вольнодумья:
Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что ныне пуще, чем когда,
Бездумных развелось людей, и дел, и мыслей.
Потом, в третьем действии, он скажет свое окончательное слово о просвещении в России. "Забрать все книги бы да сжечь", — мечтает Фамусов. В образовании и просвещении он видит зло, угрожающее всему государственному строю. Не просвещение ли порождает проповедников вольности, подобных Чацкому? "Раскусив" его опасность, именно Фамусов с готовностью, не раздумывая, подхватывает нелепую весть о сумасшествии Чацкого. Более того, он спешит заявить, что первый заметил его "ненормальность".
Скалозуб, с точки зрения Фамусова, самый желанный жених для Софьи. Чем же он так хорош? Скалозуб сравнительно молод, но уже в чинах. Сейчас — полковник, а завтра непременно станет генералом. Несмотря на возраст, его можно отнести к поколению "отцов". Скалозуб, если и думает о чем-либо, то единственно о своей карьере и выгоде. Чацкий дает полковнику хлесткую характеристику: "Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки". Здесь нет души, человека. Есть только внешняя сторона: шумный, затянутый в мундир, интересующийся в жизни лишь военными упражнениями и танцами. Скалозуб — непримиримый враг всякого знания, просвещения. Невозможно забыть его слова:
…всеобщая молва,
Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;
Там будут лишь учить по-нашему: раз, два.
При своей тупости, скудости мысли, Скалозуб все-таки не карикатура, а определенный род характера. У него желание шутить по каждому поводу (верно, отсюда и фамилия). Но шутки у Скалозуба выходят солдафонские, грубые. Полковник — верный страж самодержавно-крепостнического строя, готовый "мигом успокоить" всех, кто посягнет на его устои. Молчалин, в силу своей молодости, должен быть отнесен к поколению "детей", нежели "отцов". Но по своим качествам он тоже принадлежит к фамусовскому миру. С самых первых сцен он кажется нам совершеннейшим ничтожеством. Боится сказать лишнее слово, угодничает перед всеми, не смеет иметь своего суждения. Своими главными талантами он считает "умеренность и аккуратность" Благодаря этим качествам Молчалин (опять говорящая фамилия) далеко пойдет и заткнет за пояс всех "отцов". Он лжет везде, даже в любви. Перед Софьей разыгрывает искусный спектакль, ведь она дочь хозяина. Это человек с мелким, низким, низменным умом. Такой ум опаснее глупости. "Прошедшего житья подлейшие черты" раскрываются не только в основных образа, комедии, но и в других персонажах, бегло, но правдиво показанных Грибоедовым. Вот Хлестова — знатная и властолюбивая московская барыня и крепостница. Она не разбирается "в пансионах, школах, лицеях", зато хорошо знает чужие доходы. В дом Фамусова на поиски богатых женихов приехала графиня-бабушка с внучкой и чета дряхлых стариков Тугоуховских с шестью дочерьми. Невежественная княгиня Тугоуховская возмущена тем, что "в Петербурге институт пе-да-го-гический, так, кажется, зовут: там упражняются в расколах и безверьи профессора!"
А вот еще один гость, "отъявленный мошенник, плут: Антон Антоныч Загорецкий", которого "ругают везде, а всюду приглашают".
Несколько в стороне от других стоит Горич, товарищ Чацкого по военной службе. Человек безвольный и простой, Горич опустился и физически, и морально. Гнилое болото барской Москвы засасывает его. Горич даже не поддерживает бывшего друга, когда все отшатнулись от него. Поколение "отцов" объединяет защита самодержавно-крепостнического строя и ненависть ко всему прогрессивному. Вот почему они сплоченно выступают против Чацкого защитника передового освободительного движения. Их мракобесие и "рассудка нищета" вынуждают одинокого и возмущенного Чацкого бежать от них. Он с негодованием в заключительном монологе клеймит поколение "отцов":
Из огня тот выйдет невредим,
Кто в армии день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в ком рассудок уцелеет.
А теперь давайте зададим себе откровенный вопрос: "Разве не живы в современном обществе пороки "века минувшего", представленного в комедии Грибоедова?" Разве нет бюрократизма, низкопоклонства, слепого подражания Западу и других явлений? Да, они живы, более того, живучи, спокойно "перекочевывают" из века в век, соседствуют с нами, несколько видоизменившись, до сих пор. Да, А.С. Грибоедов "сделал все, написав свою комедию, сделал все, чтобы и мы, живущие в XXI веке, задумались над тем, как избавиться от этого тягостного "наследия".