Достоевский жил и творил в эпоху, когда в стране росло недовольство существовавшими порядками, и писатель показал в своих произведениях людей, которые пытаются протестовать против царящего зла. Таков Родион Раскольников — главный герой романа "Преступление и наказание". Страшная бедность повергает Раскольникова в отчаяние. Он хорошо понимает, что вокруг него царят волчьи нравы собственнического строя, его до глубины души возмущает бессердечие и жестокость богачей, но герой не становится борцом за лучшее будущее. Знакомый с революционными идеями лишь понаслышке, он не верит, что справедливое устройство общества возможно, но и примириться с жестокой судьбой Раскольников — человек гордый и волевой — не хочет.
Возомнив себя необыкновенной, выдающейся личностью, человеком, которому позволено все, даже преступление, Раскольников решает убить и ограбить богатую старуху-ростовщицу. После долгих и мучительных колебаний он осуществляет свое страшное намерение. Необычайно выразительно и ярко передает Достоевский душевные терзания своего героя, ставшего убийцей. Молодого человека постоянно преследуют страшные воспоминания о пролитой крови, страх перед разоблачением и наказанием, а главное — ощущение безысходного одиночества и бессмысленность совершенного им преступления. Изображая отчаяние и душевные муки своего героя, писатель стремился убедить читателей, что такая борьба против несправедливости не только не улучшает жизнь, а, наоборот, делает ее еще мрачнее и ужаснее.
"Двойники" Раскольникова — это персонажи, в которых получает воплощение определенная сторона нравственно-психологического, интеллектуального состояния Раскольникова. Таких "двойников", положительных, в которых воплощается гуманное начало Раскольникова, и отрицательных, воплощающих античеловеческую суть теории Раскольникова, в романе три: Соня Мармеладова, Лужин и Свидригайлов.
Исследователь творчества Достоевского В. И. Кулешов писал, что для понимания характера главного героя "важно выяснить, в каком смысле Свидригайлов и Лужин оказываются "двойниками" Раскольникова. Ведь он сам выступает против них, они косвенная причина его "бунта". И вдруг Раскольников в чем-то на них похож, они — продолжение его".
Тем не менее, это именно так. Желая сбросить "тяжесть земную", нарушить вечные нравственные законы, Раскольников попирает всех, кроме себя: человек для него — ничто. Если отвлечься от пышно обставленной теории права на убийство, останется голое удовлетворение эгоизма: "Хорошая цель оправдывает средства".
Для понимания поведения Раскольникова автором выведена мрачная фигура Свидригайлова с его грязным цинизмом и внутренней опустошенностью, отвращением к самому себе, которое привело его к самоубийству. Свидригайлов воплощает в себе одну из возможностей практического осуществления идеи героя — нравственный цинизм. Во время первого свидания с Раскольниковым он прямо скажет: "Мы одного поля ягоды", а во время последнего назовет Раскольникова порядочным циником.
Нравственный циник Свидригайлов презирает любые представления о добре, зле, живет по принципу "Все дозволено" и становится тем самым "двойником" Раскольникова, который совершает преступление, отрешившись от нравственных норм. В то же время между Раскольниковым и Свидригайловым огромная разница: Свидригайлов считал, что имеет дело с человеком, лишенным любых моральных устоев, подобным себе, и был крайне удивлен, что Раскольников не может оправдать его распущенности и нравственной опустошенности.
Свидригайлов хладнокровно принимает преступление Раскольникова, не видя здесь никакой трагедии, он даже подбадривает студента. Ему удивительны трагические метания, вопросы Раскольникова, которые, с его точки зрения, являются глупой "шиллеровщиной". Свидригайлов с издевкой говорит Раскольникову: "Понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственные, что ли? Вопросы гражданина и человека? А вы их побоку". Раскольников, в отличие от Свидригайлова, "не переступил, на этой стороне остался" как раз потому, что человек и гражданин.
"Лужин — с другой стороны "двойник", — пишет Кулешов. — У него есть некоторые принципы, но это принципы наживы, подлости, личного интереса, благословляемые пореформенными условиями. Лужин озабочен соблюдением благоприличной формы своего цинизма. Лужин будет убивать людей медленно, "по закону". Но и он — нарушитель человеческих норм, себялюбец, почитающий всех нулями, губитель".
Для Раскольникова Лужин является олицетворением бесчеловечности строя и тиранства. Черствый и расчетливый делец, проповедующий заботу о "личном интересе" как залоге всеобщего преуспевания, изображен в качестве типичного представителя зарождающейся отечественной буржуазии. Его теория, оправдывающая ограбление обездоленных людей во имя обогащения собственников, оттеняет антигуманный характер взглядов Раскольникова, также утверждающего право сильного. Жизненная философия Лужина, его теория разумного эгоизма раздражают Раскольникова, наталкивают на мысль: "Кому жить — Лужину или Катерине Ивановне?", и в то же время образ Лужина служит как бы иллюстрацией того, к чему мог бы прийти Раскольников, последовательно претворяя в жизнь свою теорию о праве сильной личности. И как только речь заходит об убийстве, в ответ на слова Лужина о несовместимости нравственности с преступлением Раскольников говорит: "Да об чем вы хлопочете? По вашей же вышло теории".
Соня Мармеладова — дочь нищего чиновника, "униженная и оскорбленная" в условиях буржуазного общества — положительный "двойник" Раскольникова, воплощающий в себе доброе, любящее начало в герое. Соня — своего рода предел кротости и страдания. Во имя спасения от голодной смерти детей своей мачехи и пьяного, опустившегося до потери человеческого облика отца, она идет на улицу, становится проституткой. Это мучительное унижение, апофеоз страдания и самопожертвования. Кроткая, религиозно экзальтированная Соня приносит в жертву все то, что для нее особенно дорого, идет на тягчайшие страдания во имя счастья ближних.
Соня — это зеркало, в котором Раскольников видит не только одинаковую судьбу — "ты тоже переступила", но и то лучшее в себе, что привело его к любви к ней. Соня является воплощением идеала христианского смирения, кротости, человеколюбия. В своих действиях она руководствуется любовью и состраданием к людям, принося себя в жертву. В Петербурге Раскольников, придя к Соне, расскажет ей о своей теории и задаст вопрос: как бы она решила — кому жить, а кому умереть — Катерине Ивановне или Лужину? И Соня отвечает, что она не вправе решать, кому жить, а кому — нет.
Таким образом, приложив свою арифметику к судьбе Сони как воплощению всего страдания человеческого и отвергнув возможность единоличного решения вопроса "Кому жить? ", Раскольников понял, что Соня никогда не согласится, чтобы ради ее счастья проливали кровь. Именно суд Сони был единственным судом, который Раскольников мог принять над собой. В эпилоге романа Раскольников приходит к правде Сони, у него появляется мысль: "Как же ее убеждения не могут быть теперь моими? "
Достоевский привел Раскольникова к правде Сони, к правде христианского смирения, которая была для него единственным нравственным убеждением. Противопоставляя в своем романе индивидуалистическое своевластие и бунтарство Раскольникова смирению и христианскому всепрощению Сони, Достоевский оставляет победу не за сильным и умным Раскольниковым, а за кроткой страдалицей Соней, видя в ней высшую правду. Раскольников не в состоянии вынести мучений совести, нарушения нравственного закона: "преступление" приводит его к "наказанию", которое он терпит не от судебной кары, а от сознания своей вины, нарушения этической основы существования общества. В христианском смирении Сони он видит путь к спасению и искуплению этой вины. Автор, противопоставив рассудочной теории Раскольникова религиозно-нравственные порывы Сони, отдает, предпочтение последним, стремится всем ходом романа доказать ложность первых убеждений и истинность вторых.